Мелхиседек (Аверченко Михаил Ефимович) Год рождения1875 День рождения11 Месяц рождения1 Место рожденияМогилевская губ., Гомельский у., Краснобудская вол. (Белоруссия, Гомельская о., Добрушский р.) , с.Усохская Буда епископ Фотографии
Епископ Мелхиседек (Аверченко), фото из дела 1933г.
Год поступления1890 Год окончания1897
В 18901897гг. обучался в Гомельском духовном училище.
Из показаний епископа Мелхиседека на допросе 8 февраля 1933г.: "До 15-летнего возраста, т.е. до 1890г., я жил в хозяйстве своего отца и на иждивении последнего. В 1890г. я по ходатайству священника Бачковского Ивана, который служил в то время в нашем селе Усохская Буда, поступил в Гомельское духовное училище, где учился в течение шести лет, т.е. до 1897г. По окончании этого училища я призывался на действительную военную службу, но в силу болезни от военной службы был освобожден. После освобождения я поступил в качестве монаха в мужской монастырь Глинскую пустынь, где и находился до 1905г."
Курская губ., Путивльский у. (Украина, Сумская о., Глуховский р.), с.Сосновка, Рождество-Богородицкая Глинская пустынь Должность послушник, певчий монастырского хора Год начала1899 Год окончания1905
В Глинской пустыни стал хорошим певчим.
В 1905г. откликнулся на приглашение игумена Порфирия (Муковозова), который, став
настоятелем Свято-Троицкого Иссык-Кульского монастыря, пригласил в Туркестанскую
епархию хор певчих из родной Глинской обители
Туркестанский край, Семиреченская о., Пржевальский у. (Киргизия, Иссык-Кульская о., Тюпский р.), с.Ак-Булун, Свято-Троицкий Иссык-Кульский миссионерский мужской монастырь монах Год начала1905 День начала25 Месяц начала8 Год окончания1906
Пел на клиросе
Туркестанский край, Семиреченская о., Пржевальский у. (Киргизия, Иссык-Кульская о., Тюпский р.), с.Ак-Булун, Свято-Троицкий Иссык-Кульский миссионерский мужской монастырь иеродиакон, иеромонах (с 15.08.1907г.) Год начала1906 Год окончания1919
По послушанию монастыря иеромонах Мелхиседек служил на приходах в окрестных селах.
7 окт. 1908г. назначен настоятелем Димитриевского храма с.Теплоключенка.
С 01.01.1910г. заведующий молитвенным домом в ст-це Николаевской.
15.07.19101911гг. служил в с.Преображенское священником (на должности псаломщика).
Сдал экзамен на звание учителя-практика.
С 25.10.1910г. законоучитель в одноклассной приходской школе ст-цы Николаевской.
С 24.02.1911г. по 1913г. настоятель храмов в с.Богатырское, Иваницкое и Липенское.
С 06.02.1912г. запасной священник Пржевальского благочиния.
С 01.08.1912г. законоучитель в городских одноклассных мужском и женском училищах.
гор.Пржевальска.
30 июля 1913г. возвращен в Свято-Троицкий монастырь.
С 31 января 1914г. по 1919г. ризничий Свято-Троицкого монастыря, проходил
послушание в чредном священнослужении и уставщика.
В августе-сентябре 1916г. во время киргизского бунта укрывался с братией
на острове, участвовал в спасении пострадавших монахов и монастырского имущества,
оказывал помощь переселенцам.
На допросе 8 февраля 1933г. епископ Мелхиседек свидетельствовал, что с 1914 1918 года
служил в селах, расположенных на расстоянии 2030 км. от монастыря.
В 1916г. по всему Туркестану и бывшей Семиреченской обл. было киргизское
восстание. Случилось оно в силу того, что киргиз до 1916г. на военную службу
не брали, а в 1916г., в момент разгара империалистической войны бывшим царским
правительством, была объявлена мобилизация "десяти лет сразу", благодаря этому
все киргизы устроили восстание. Делали налеты на русские села, уничтожали людей
и сжигали села. На усмирение этого восстания был прислан один полк из
гор.Ташкента под командованием полковника Генцига, но действовать этому
полку не пришлось, т.к. все киргизы к этому моменты уже ушли в Китай и
только через шесть месяцев. т.е. в феврале м-це стали из Китая возвращаться
обратно.
Из протокола допроса: "Я в то время [восстания] служил священником в Иссык-Кульском мужском монастыре, находящемся в 40 км от города Пржевальска. Вокруг этого монастыря население также в большинстве было киргизское и также принимала участие в восстании. [Киргизы] делали налет на наш монастырь, десять человек монахов и одного священника убили, сожгли один корпус общежития и конюшни. Остальным же монахам и священникам, в том числе и мне, пришлось скрываться на лодках на озере Иссык-Куль. Находясь на острове озера Иссык-Куль, мы производили перестрелку с киргизами из имевшегося у нас охотничьего оружия, но убитых как с нашей, так и с их стороны во время этой перестрелки не было... В 1918г. я был снова возвращен в монастырь, где служил священником до полной ликвидации обители". После ликвидации монастыря в 1919г. о.Мелхиседек был переведен в Ташкент Сыр-Дарьинская о. (Узбекистан), г.Ташкент иеромонах, архимандрит Год начала1919 Год окончания1925
Служил одновременно в Ташкенте и в Михаило-Архангельском храме пос.Черняево.
Ташкентского уезда.
Митрополит Мануил (Лемешевский) внес иеромонаха Мелхиседека (Аверченко) в свой
"Каталог русских архиереев-обновленцев 19221924гг." Однако, по сведениям [5],
о.Мелхиседек причислен к обновленцам необоснованно.
Приведены следующие документы:
1. Письмо обновленческого епископа Николая в адрес ГПУ и НКВД за N 16119 от
22 июля 1923г., в котором о.Мелхиседек объявлялся контрреволюционером и политическим
преступником.
2. Письмо того же епископа Николая в адрес НКВД номер 45 от 21 января 1924г: "...иеромонах Мелхиседек Аверченко, уволенный от должности священника Черняевского поселка и запрещенный в служении, имея антиминс, продолжает служить в Ташкенте и в Черняевском поселке, причем, около него группируются верующие. Все сообщество пропагандирует тихоновщину, волнуя народ и поддерживая в нем недовольство законной, как церковной, так и советской властью. Особенный вред нанес иеромонах Мелхиседек церковно-обновленческому движению своим торжественным крестным ходом на воду в пос.Черняевском...".
3. Имя о.Мелхиседека фигурирует в переписке ГПУ и НКВД: "...о регистрации и утверждении уставов отказано. Предполагая, что на почве отказа будет усиленно вестись скрытая антисоветская агитация, НКВД просит установить разведкой: 1) Деятельность Мелхиседека Аверченко вблизи Черняево, на заимке, а также в Ташкенте, где около него группируются к/р элементы, и куда он приезжает для совершения служб в районе вокзального и Ольгинского приходов. 2) Деятельность Стороженко, бывшего дьяка. Подготовить материалы для их высылки из пределов Туркреспублики для устранения их как главарей староцерковников, продолжающих демонстрации своими службами, вопреки существующим правилам регистрации, и пользующихся известным авторитетом. Сообщите в последующем для дальнейшего административного надзора за названными группами".
Рассмотренные документы охватывают период деятельности о.Мелхиседека с 1922
по 1924гг. и убедительно свидетельствуют об отрицательном отношении его к обновленцам.
Документально неизвестно, в каком году о.Мелхиседек был возведен в сан архимандрита,
но скорее всего, в период 19231925гг. [5]
С 1923г. есть документированные сведения [7], что в Ташкенте архимандрит Мелхиседек
сблизился с будущим епископом Лукой (Войно-Ясенецким), сопровождал его в поездке
в Самарканд и Педжикент для хиротонии, боролся с обновленчеством [7]
набедренник Год награждения1910 День18 Месяц4 крест и медаль в память 300-летия Дома Романовых Год награждения1913 благодарность за помощь в ликвидации последствий бунта 1916г. Год награждения1918 Месяц1 Кем награжденСв.Синод
епископ 1925 День26 Месяц6 МестоЗакаспийская о. (Туркмения), г.Теджен Кто рукоположилепископ Андрей (Ухтомский), епископ Нижне-Тагильский Лев (Черепанов)
Хиротонисан тайно во епископа 13/26 июня 1925г.
Относительно биографии иеромонаха Мелхиседека в каталоге митр. Мануила сказано,
что 13 июня 1925г. он был хиротонисан во епископа Андреевского, а затем в 1926г.
принес покаяние за уклонение в обновленческий раскол. По каталогу М.Е.Губонина,
Андреевская епархия была только обновленческая. Получается, что Мелхиседек был
рукоположен в обновленческого епископа. Из доклада же епископа Луки (Войно-Ясенецкого)
мы видим, что: "Мелхиседек был рукоположен во епископа православных общин Туркестанской епархии епископами Андреем Ухтомским и Львом Нижне-Тагильским. Епископ Сергий (Лавров) наложил прещение на иеромонаха Мелхиседека, но оно не могло иметь силы, т.к. в это время Мелхиседек уже был рукоположен, о чем епископ Сергий, очевидно, не знал".
Эти события происходили незадолго до приезда епископа Луки, и в докладе, характеризуя
епископа Мелхиседека, он ни одним словом не упоминает об уклонении в обновленческий
раскол. Все это ставит под сомнение факт уклонения епископа Мелхиседека в раскол.
В своем докладе [5] епископ Лука так характеризует епископа Мелхиседека: "Хотя еп.Мелхиседек не имеет даже среднего образования, но знающие его весьма высоко отзываются о его благочестии, верности, смирении и примерной жизни, о высоком похвальном отношении к пастырским обязанностям. Я рад был бы иметь его своим викарием".
Епископ Лука в своем докладе отметил, что, поскольку рукоположение епископа Мелхиседека
происходило в его отсутствие, то он посоветовал ему ехать в Москву для получения
утверждения его хиротонии и назначения на какую-либо кафедру
Туркестанская епархия епископ Должность викарный епископ Православных общин Ташкентско-Туркестанской епархии Год начала1925 День начала26 Месяц начала6 Год окончания1926 Месяц окончания5
Следуя совету епископа Луки, в мае 1926г. епископ Мелхиседек отправился
в Нижний Новгород к митрополиту Сергию (Страгородскому) для снятия прещения,
наложенного тяготевшим к обновленчеству Сергием (Лавровым) (в 1927г. перешедшим
в раскол), а также для утверждения своей тайной архиерейской хиротонии.
От митрополита Сергия получил утверждение хиротонии и назначение на Уразовскую
кафедру Воронежская губ., Валуйский у., слоб.Уразово епископ Год начала1926 Месяц начала5 Год окончания1926
Сведений о вступлении в управление Уразовской кафедрой нет Туркестанская епархия епископ Должность викарный Пишпекский и Семиреченский, викарий Туркестанской епархии Год начала1926 День начала30 Месяц начала10 Год окончания1927
С 30 октября 1926г. викарий Туркестанской епархии, епископ Пишпекский и Семиреченский.
Имел резиденцию в селе Черняевском в 18 км от г.Ташкента Алма-Атинская епархия епископ Должность викарный Пишпекский и Семиреченский, викарий Алма-Атинской епархии (Киргизия, г.Фрунзе) Год начала1927 День начала30 Месяц начала10 Год окончания1929 День окончания6 Месяц окончания11
С 30 октября 1927г. викарий Алма-Атинской епархии, епископ Пишпекский и Семиреченский.
Сам епископ Мелхиседек на допросе 8 февраля 1933г. показывал: "В 1927г. я был переведен в город Фрунзе на должность викарного епископа, где и служил до 1929г.".
В этот период 23 апреля 1928г. в городе Фрунзе вызывался на допрос в связи
с контактами с некоторыми из священнослужителей и мирян. Отпущен сразу после
допроса.
6 ноября 1929г. Указом митрополита Сергия (Страгородского) и Временного Синода
освобожден от управления Пишпекским викариатством и назначен в распоряжение
Туркестанского митрополита Никандра (Феноменова). Выехал в Ташкент
Ташкент Год начала1929 Месяц начала11 Год окончания1929 День окончания12 Месяц окончания11
Как показывал на допросе 8 февраля 1933г. сам епископ Мелхиседек, с 1929 по 1931г.
"в связи с отсутствием вакантных должностей я находился за штатом и жил в Ташкенте".
Ташкент Год ареста1929 День ареста12 Месяц ареста11 Обвинение при аресте"подозрение в шпионаже"
Арестован в Ташкенте органами ОГПУ 12 ноября 1929г. и заключен под стражу.
Освобожден в конце 1929г.
Согласно обвинительному заключению, составленному в 1933г. Троицким окружным судом
на основании информации из Туркестана: "Епископ Мелхиседек в 1928г. арестовывался органами ОГПУ Туркестана по подозрению в шпионаже. Просидел 2 месяца, после чего был освобожден из-под стражи".
Предположительно [Зв1], речь идет об аресте 1929г.
Ташкент Год начала1929 Год окончания1931
После освобождения до 1931г. проживал в Ташкенте, о чем на допросе 8 февраля
1933г. показал так: "С 1929 по 1931 год в связи с отсутствием вакантных должностей и мест я находился за штатом и проживал в гор.Ташкенте".
После ареста 6 мая 1930г. пребывавшего в Ташкенте на покое епископа Луки
(Войно-Ясенецкого) епископ Мелхиседек стал инициатором коллективного прошения
о его освобождении
Уральская о., Троицкий округ (Челябинская о.), г.Троицк епископ Должность епископ Челябинский и Троицкий Год начала1931 День начала11 Месяц начала8 Год окончания1933 День окончания29 Месяц окончания1
С 11 августа 1931г. епископ Челябинский и Троицкий.
С 1928г. резиденция Челябинских епископов находилась в гор.Троицке как центре
Православия Челябинской епархии.
По словам самого епископа Мелхиседека: "С 1931г. служу в Троицке на должности епископа Челябинской епархии тихоновской ориентации, куда входят Челябинский, Троицкий, Кустанайский округа" [4]
Уральская о., Троицкий окр. (Челябинская о.), г.Троицк Год ареста1933 День ареста29 Месяц ареста1
29 января 1933г. арестован органами ОГПУ.
Следователь Мальцев построил обвинение на торговле лампадным маслом и связи с
чтимой в народе Дунюшкой, православной странницей из села Чудиново. К февралю
Мальцев уже отчитывается о "раскрытии очередной антисоветской к/р группировки
церковников во главе с епископом Мелхиседеком". По делу в составе группы епископа
якобы состоят священники тихоновской ориентации Тихон Костенко и Василий Новиков,
монахини Серафима (Клавдия Винокурова), Куликова Анастасия Ивановна,
Манефа (Волкова Мария Никифоровна), Пирожникова Мария Ивановна, председатель
церковного совета Усенко, церковный староста Ремезов и миряне супруги
Железняковы Дарья Васильевна и Василий Петрович
Коллегия ОГПУ 22/04/1933 Обвинение"организатор и руководитель контрреволюционной группировки церковников, антисоветская деятельность" Статьяст.5810 УК РСФСР Приговор5 лет концлагерей Групповое дело"Дело епископа Мелхиседека (Аверченко) и священников и мирян г.Троицка. Челябинская обл., г.Троицк, 1933г."
Дело рассмотрено в порядке постановления Президиум ЦИК СССР от 09.06.1927г.
"О мероприятиях в связи с белогвардейскими выступлениями": "Предоставить ОГПУ право рассматривать во внесудебном порядке, вплоть до применения высшей меры наказания, дела белогвардейцев, контрреволюционеров, шпионов и бандитов".
Из показаний епископа Мелхиседека на допросе 8 февраля 1933г.: "На запрос митр.Сергия о созыве Всероссийского Собора в 1928г. я написал доклад, в котором высказал свое соображение о приглашении на Собор всех священнослужителей, находящихся в ссылках, в концлагерях и отбывающих наказание за а/с и к/р деятельность. Эту мысль меня заставили высказать те обстоятельства, что в то время большинство лучших, преданных делу православной церкви епископов и священников староцерковной ориентации советской властью были репрессированы. По моей инициативе церковным советом и верующими прихода в Ташкенте было написано прошение об освобождении епископа Войно-Ясенецкого. Я вел с верующими частные беседы, убеждал их в том, чтобы они не забывали Бога, ходили в церковь, молились Богу и не слушали атеистов-безбожников, ведущих борьбу с религией и православной церковью. С методами их борьбы я не согласен и рассматриваю эти методы как кощунство и гонение на Православную церковь".
Из обвинительного заключения по делу: "Преследуя цель противодействия проводимым хозяйственно-политическим кампаниям, борьбы с советской властью и укрепления религии, объединившись, распространяли среди населения провокационные слухи о появлении в городе Троицке святой и прозорливой женщины "Дуняши", и вокруг нее группировали весь антисоветский элемент города, собирали и проводили нелегальные собрания, на которых вели разговоры против существующего советского строя и проводимых мероприятий. Систематически нарушали декрет об отделении церкви от государства. Следствие установило, что осенью 1931г. в Троицк приехала припадочно-больная 60-летняя старуха Маханькова Евдокия Тихоновна. Бывшие монашки усиленно стали использовать припадки Евдокии, как аргумент против советской власти. Они стали распространять провокационные слухи, говоря, что Дуняша святая и пострадавшая за православную церковь, что она верующих исцеляет от недугов, предсказывает скорую расправу с безбожниками за гонение на православную религию и закрытие церквей. Группа монашек проводила по вечерам и ночам нелегальные собрания, в которых принимали участие священники, и все вместе они проводили а/с работу против власти и проводимых ею кампаний. Священники служили специальные молебны о здоровье Дунюшки, на проповедях говорили о ее святости и предсказаниях".
Следователь выбивал из обвиняемых показания о спекуляции маслом и свечами.
Однако, помощник областного прокурора написал на обвинительном заключении: "Ст.107 УК исключить, так как продажа горного масла и свечей разрешена".
Постановлением Коллегии ОГПУ от 24 апреля 1933г. епископ Мелхиседек был приговорен
к 5 годам ИТЛ.
Постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 16 апреля 1933г. Новиков
и Винокурова были осуждены на 3 года Вишлага ОГПУ, Куликову выслали в Казахстан
на 3 года, а священника Тихона Костенко был лишен права проживания в 12 пунктах Уральской области
на 3 года.
Что же касается Дунюшки и некоторых осужденных, то здесь следствию пришлось
столкнуться с неожиданными проблемами. Следователь в ходе следствия разослал
немало запросов и требований срочно арестовать Евдокию, но органам так и не
удалось ее найти. Дунюшка скрывалась в одном из сел района, причем приютил
и прятал ее отнюдь не православный человек.
А осужденных Винокурову и Новикову ОГПУ по Уралу разыскивало долго. ПП ОГПУ по
Уралу просит в телеграмме в Троицкий р/о "срочно установить когда, куда были
сданы осужденные". Ответ Троицкого ОГПУ: "Таковые этапированы 23 мая в Вишлаг ОГПУ, но по сообщению Вишлага, в их распоряжение не прибывали, кроме того, в мае конвой в Троицке не был из-за карантина, и указанных заключенных не перевозил".
Лишь в марте 1934г. Свердловскому ОГПУ удалось найти заключенных в Магнитогорском
ИТУ. 31 марта 1934г. решили отправить их в Сиблаг, но 15 апреля начальник Свердловского
ОГПУ докладывает в Москву: "Винокурова К.И. из лагеря сбежала и ее местонахождение неизвестно. Новиков В.Т. в порядке 458 ст.УПК из лагеря освобожден, как инвалид, и выбыл на место жительства в Троицк, вследствие чего ваше распоряжение о направлении в Сиблаг остается невыполненным".
Епископ Мелхиседек был назначен к отправке в Сиблаг ОГПУ, но отправлен не был.
1 июля 1933г. он был направлен спецконвоем из г.Троицка в г.Фрунзе в распоряжение
ГПУ, т.к. последний проходил по делу к/р организации. А поэтому постановление
Коллегии ОГПУ по его делу было оставлено без исполнения
Уральская (Челябинская) о., г.Троицк, Домзак (тюрьма) Год начала1933 День начала29 Месяц начала1 Год окончания1933 День окончания1 Месяц окончания7 Киргизская ССР, г.Фрунзе (Киргизия, г.Бишкек), тюрьма Год начала1933 Год окончания1933 Месяц окончания10 Ташкент, ДПЗ Год начала1933 Месяц начала10 Год окончания1933 День окончания23 Месяц окончания10
В октябре 1933г. переведен в Ташкент в распоряжение ПП ОГПУ в Средней Азии.
Содержался под стражей в ДПЗ
тройка при ПП ОГПУ в Средней Азии 23/10/1933 Статьяст.5810,5811 УК РСФСР Приговор10 лет ИТЛ, считая срок с 9 апреля 1933г.
23 октября 1933г. тройка при ПП ОГПУ осудила епископа Мелхиседека на 10 лет ИТЛ,
считая срок с 9 апреля 1933г., "вне зависимости от возраста и состояния здоровья".
Предыдущий приговор поглощался новым.
29 октября 1933г. "направлен для отбытия срока заключения и передан в распоряжение
Сазлага ОГПУ