Яковлев Леонтий Яковлевич Год рождения1881 День рождения10 Месяц рождения8 Место рожденияВолынская губ., Житомирский у. (Житомирская о., Чудновский р.), с.Великие (Большие) Коровинцы священник
Из крестьянской семьи.
Окончил четырехклассную школу.
Из его показаний на допросе в 1931г.: "До призыва на военную службу работал в своем хозяйстве вместе с отцом. Имели дом, две лошади, одну-две коровы, десять-пятнадцать овец, посеву приблизительно четыре десятины. Семья состояла, кроме родителей, из двух братьев, в том числе и я, и трех сестер" ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1903-1906гг.]
[1906-1915гг.]
[1915-1922гг.]
[1922-1923гг.]
[1923-1924гг.]
[с 1924г.]
Царская Армия Год начала1903 Год окончания1905
В 1903г. был призван в армию рядовым фронты Русско-Японской войны Год начала1905 Год окончания1906
Участвовал в Русско-Японской войне
Южно-Уссурийский край (Приморский край, Кировский р.), Шмаковский Приамурский (Уссурийский) Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь Должность послушник Год начала1906 Год окончания1915
диакон 1915 Кто рукоположилархиепископ Владивостокский Евсевий (Никольский)
В 1915г. был назначен на ст.Седанка к архиепископу Владивостокскому Евсевию.
Им же рукоположен во диакона
Приморская о., г.Владивосток, ст.Седанка диакон Год начала1915 Год окончания1916 Камчатская о., г.Петропавловск-Камчатский, Петропавловский собор диакон Год начала1916 Год окончания1922 Месяц окончания5
Из показаний о.Леонтия на допросе в 1931г.: "В 1916г. был назначен на Камчатку диаконом при Петропавловском соборе у епископа Нестора (Анисимова) (приехали вместе), пробыл до мая 1922г."
Вместе с исполнением обязанностей диакона в феврале-октябре 1917г. был служащим
в разных учреждениях и предприятиях Петропавловска. С 1920г. параллельно работал
инструктором на молочной ферме
Камчатский край, с.Бухта Барона Корфа (Скрытая бухта) священник Год начала1922 Месяц начала5 Год окончания1923 Месяц окончания7
Пробыл там год, и в июле 1923г. вернулся в Петропавловск Камчатская о.(Камчатский край), г.Петропавловск-Камчатский, Петропавловский собор священник Должность благочинный Камчатской епархии, настоятель Год начала1923 Месяц начала7 Год окончания1923
Камчатская о.(Камчатский край), г.Петропавловск-Камчатский, Петропавловский собор Год ареста1923 День ареста15 Месяц ареста7
По приезде в город 15 июля 1923г. о.Леонтий был арестован на судне "Красный Вымпел".
При обыске у него обнаружили книгу "Идеология российской императорской власти".
Его обвинили в "распространении контрреволюционной литературы".
Но доказать "распространение" не удалось, и он был отпущен под подписку о невыезде
Камчатская о.(Камчатский край), г.Петропавловск-Камчатский, Петропавловский собор священник Должность благочинный Камчатской епархии, настоятель Год начала1923 Месяц начала7 Год окончания1924
В 1923г. организовался церковно-приходской совет, членам которого впоследствии
пришлось много сделать в борьбе за сохранение православия в Петропавловске и его
окрестностях. Из показаний о.Леонтия в 1931г.: "Согласно просьбе верующих, остался священником Петропавловского собора по назначению епископа Даниила (Шерстенникова), который в то время сидел в тюрьме... С этого времени я только два раза выезжал на материк... Первая поездка [на материк] была вынужденная. В 1924г. я был арестован за обнаруженную при обыске литературу".
В ноябре 1923г. в Петропавловске получили рапорт от членов РКСМ и учителя
с.Паратунка о том, что священник о.Леонтий "ходил по домам и занимался агитацией",
и "это является крайне не желательным явлением".
8 ноября 1923г. некто Агутин заявил,что во время его пребывания в Елизово
"приезжал поп и занимался агитацией".
28 февраля 1924г. было заведено новое дело относительно о.Леонтия
Камчатская о. (Камчатский край), г.Петропавловск-Камчатский Год ареста1924 День ареста29 Месяц ареста5
О.Леонтий был арестован 29 мая 1924г. и 30 мая заключен в Петропавловский
Дом лишения свободы
Судебная Коллегия Приморского губернского суда ././1924 Обвинение"хранение и распространение контрреволюционной литературы" Статьяст.72 УК РСФСР/ Приговордело прекратить, из-под стражи освободить
Обвинения были предъявлены по ст.72 УК: "Хранение и распространение контрреволюционной
литературы".
На допросах в "распространении контрреволюционной литературы" он не признался.
В июне 1924г. народный следователь обратился к начальнику Камчатской губмилиции
со следующим письмом: "С получением сего прошу Вас вещи, принадлежащие гражданину Яковлеву Леонтию Яковлевичу и находящиеся на хранении у граждан Огородниковых Алексея и Виктора, у Бакумова Романа и Калмаковыа, взять на учет с составлением актов м точных описей в присутствии понятых. Одновременно с сим при осмотре вещей необходимо обратить внимание на литературу контрреволюционного характера, которая должна быть изъята как вещественное доказательство для приобщения к делу. По исполнении всю переписку препроводить мне".
Во время нахождения о.Леонтия под стражей верующие Петропавловска писали заявления
прокурору Камчатской обл. с просьбой "ввиду приближающихся наших двунадесятых
праздников освободить из-под стражи нашего священника о.Леонтия под нашу круговую
поруку". Верующие также просили прокурора разрешить им послать телеграмму в Москву
об освобождении из-под ареста о.Леонтия. Под заявлением подписалось 86 человек.
Священник находился в Петропавловске под арестом три месяца, после чего был
отправлен во Владивосток.
Во Владивостоке по истечении трехнедельного заключения постановлением Судебной
Коллегии Губсуда дело было прекращено, и о.Леонтий вернулся в Петропавловск
Камчатская (Приморская) о., г.Петропавловск, Дом лишения свободы Год начала1924 День начала30 Месяц начала5 Год окончания1924 Месяц окончания8 Приморский край, г.Владивосток, Домзак (тюрьма) Год начала1924 Месяц начала8 Год окончания1924
Камчатская о., г.Петропавловск-Камчатский, Петропавловский собор священник Должность благочинный Камчатской епархии, настоятель Год начала1924 Год окончания1931
Из показаний о.Леонтия впоследствии на допросе в 1931г.: "В моей религиозной деятельности мне больше всего приходилось общаться с членами церковно-приходского совета. Состав такового избирался в 1923г. туда вошли председатель (я), Савинский Д.Д., Ларина А.Р., Бакулова А.И., Пашковская П.И., Косыгин И.И., Флетчер Ф.А., Шерстенникова П.К., Колмакова А.П. и некоторые еше...".
Травля о.Леонтия и других священнослужителей продолжалась.
Из отчета о работе отряда "Юных пионеров" с.Паратунка за 19241925гг.,
датированная 7 июля 1925г.: "В прошлом году приезжал поп [Леонтий Яковлев] из города, хотел расставить сети, опутать крестьян, забрать селение в свои руки, но от ЮП [юных пионеров] и РЛКСМ получил должное. Вывели на свежую воду цель его приезда, и сельском предложил убраться попу в 24 часа. После этого "батя долгогривый и носу своего не осмеливается показать в Паратунках".
В 1927г. о.Леонтий выезжал в Киев, вернулся на полуостров в апреле 1928г.
С 1928г. активизировалась пропагандистская работа, направленная против
священнослужителей и на подготовку общественного мнения к предстоящему закрытию храма.
В "Полярной звезде" за 20 мая 1928г., высмеивая о.Леонтия, писали: "После приезда в Петропавловск поп Леонтий с амвона произнес такую речь: "Был я в матушке-России. Там другая жизнь...". Такого вруна, как о.Леонтий, мы не видели". "В середине 1920-х гг. Яковлев часто ездил по селам, бывал в Коряках. С его приездом распространялись новости, как-то: "Скоро придут белые, и тогда будет, что захочешь из продуктов, а при Советской власти скоро ни продуктов, ни мануфактуры ничего не будет"".
Верующие, не выдержав грубой, клеветнической пропаганды решили обратиться
к Председателю Камчатского Окрисполкома с ходатайством о
"помощи к ограждению от усилившихся за последнее время безбожников...
освободить из-под ареста о.Николая Петрука и разрешить [благочинному]
Леонтию [ездить] по окрестным селениям".
Об этом визите в сатирической форме пишет "Полярная звезда".
В статье даются грубые, высмеивающие характеристики всем лицам
участвующим в делегации: Ив.Ин.Косыгину, Е.Х.Шаталиной, Д.Д.Совинскому,
Г.А.Ворошилову и др.
О.Леонтий вместе с церковно-приходским советом активно боролся с обновленчеством.
Из показаний о.Леонтия на допросе в 1931г.: "Осенью 1928г. мною была получена телеграмма из Владивостока от епископа Пантелеимона (Максутова), который был назначен на Камчатку, но его не пропустили) о том, что "едет епископ обновленческий [Соболев]". По приезде последнего, когда тот стал делать свои распоряжения приходам о признании его, то мы, срочно на специальном заседании церковно-приходского совета постановили его не признавать и составили отношение всем верующим Петропавловского прихода. А другим приходам я лично в письмах об этом у сообщил другим священникам, находящимся на Камчатке".
Обновленцу удалось организовать группу верующих около 30 человек, и он стал
служить на дому. Прошел слух, что он обращался к председателю Окрисполкома и
начальнику административного отдела за разрешением ему служить в соборе.
В течение зимы и весной 1929г. о.Леонтий вел разъяснительную работу против
идеологии обновленчества не только в Петропавловске, но и в ближайших селениях
Сероглазке, Аваче, Николаевке, Елизово, Хуторе, Коряках.
О.Леонтий писал письма всем священникам Камчатской епархии, в которых предостерегал
от обновленчества.
Это дало результат. Известно, что в с.Елизово обновленческого "епископа" Соболева
некоторые жители встретили угрозами. В с.Авача, на пути в город, ему отказали
в ночевке. К лету верующие праздновали победу над обновленцами.
Весной 1929г. был арестован священник о.Николай Петрук. О.Леонтий разъяснял, что
"о.Николай служил честно, а теперь же, когда не стало, духовного пастыря,
население, как темное, власть обрекает на духовную гибель".
Летом 1929г. в городе прошла антирелигиозная кампания. Почти каждый номер местной
газеты изобиловал сообщениями о "желании рабочих и служащих передать здание
собора под культурные нужды".
Эта кампания очень волновала верующих. Под руководством о.Леонтия они стали
собирать подписи для протеста "в городе и ближайших селениях".
Часть активных прихожанок ходила по домам верующих и рассказывала о намерении
властей отобрать собор. "Второй вопрос весьма серьезного характера обсуждался также на специальном заседании церковно-приходского совета летом 1929г. в связи с городской антирелигиозной кампанией профсоюзов о передаче церкви под культурные нужды города...".
Собор закрывали дважды. Первый раз его закрыли решением Камчатского окрисполкома
от 1 октября 1929г. "Горсовет официально предложил в двухнедельный срок освободить собор. Не имея другой церкви в городе, нами было постановлено обжаловать во ВЦИК решение горсовета и просить об оставлении церкви за обществом верующих, после чего церковь у нас не отняли".
О.Леонтий и верующие боролись за свой храм, писали жалобы
против его закрытия в Дальневосточный крайисполком и во ВЦИК.
На этот раз храм удалось отстоять, и Постановлением ВЦИК от 30.10.1930г. церковь
была оставлена в пользовании верующих.
В приход Петропавловского собора до 1930г. входило восемь селений, куда о.Леонтию
приходилось выезжать один-два раза в год. В январе 1929г. о.Леонтий по требованию
управления райгормилиции составил перечень "членов религиозного общества
христиан Православной Церкви при Петропавловском соборе". Документ включал
135 человек. Указано, что в Сероглазке 32, в Аваче 43, в т.ч.18 мужчин,
в Халактырке 22 человека верующих христиан.
В 1930г., согласно новой инструкции властей, район служения был ограничен, и из
перечисленных селений осталось только одно Сероглазка.
Весной 1931г. при перерегистрации Петропавловского православного общества
административным отделом КОИК из него были исключены верующие селений Апача и
Халактырка. Приходской совет решение это обжаловал, но безрезультатно.
По решению церковно-приходского совета о.Леонтий Яковлев поставил об этом в
известность его членов, живущих в этих населенных пунктах В.А.Кобзева (Авача)
и Н.А.Сахарова (Халактырка).
Весной 1931г. о.Леонтий совместно с церковно-приходским советом собирал
пожертвования для епископа Даниила (Шерстенникова), посылал из собственных средств
деньги арестованным камчатским священникам о.Клименту (Мазуру) и о.Николаю Петруку.
В 1930г. было получено обращение из Владивостока от епископа Варсонофия (Лузина)
о посылке ему денег на нужды епархии. Приходской совет дважды отправил ему по 25 руб.
В конце 1929г., по получении платежных книжек от инспектора ОкрФО о "внесении
налога до 15 марта 1930г." от имени приходского совета о.Леонтий составил
подписные листы, которые распространялись среди верующих города и окрестных
селений: "Подписной лист. Приходской совет Петропавловского собора, получив требование... от инспектора налогов... на сумму более 200 рублей..., не имея средств на уплату непосильного вышеуказанного налога, обращается к вам, благочестивые верующие члены нашего религиозного Общества, с просьбой: не откажите внести свою посильную лепту добровольного пожертвования на уплату требуемых налогов и на прочие нужды собора...".
Весной на Камчатку пришли известия об идущей на материке коллективизации. Эти события
воспринимались как желание власти "сделать из людей послушных рабов, так как
одновременно уничтожается религия".
В 1930г. у о.Леонтия произвели обыск.
6 сентября 1931г. о.Леонтий был арестован вместе с псаломщиком Павлом Константиновичем
Шерстенниковым и членом церковно-приходского совета Иваном Иннокентьевичем
Косыгиным.
По настоянию Камчатского горсовета ВЦИК отменил свое прежнее постановление,
о возвращении собора верующим, и новым постановлением от 13 декабря 1931г.
Петропавловский собор был закрыт.
Таким образом был закрыт последний храм в епархии и произошло фактическое
прекращение существования Камчатской и Петропавловской епархии
Судебная тройка при ПП ОГПУ по Дальневосточному краю 28/11/1932 Обвинение"организатор и член ячейки контрреволюционной организации, систематическая антисоветская агитация" Статьяст.5810,5811 УК РСФСР Приговор5 лет концлагерей
ЦДНИКО. Ф.1199. Оп.1. Д.2607. Л.16
Из обвинительного заключения: "Войдя в связь с одним из руководителей контрреволюционной организации, священником Бучинским Т.И., по договоренности с последним организовал в Петропавловске ячейку контрреволюционной организации. Систематически вел антисоветскую агитацию с призывом к свержению Советской власти".
Виновным себя не признал.
Проходил по одному делу с П.К.Шерстенниковым, А.К.Голубевым, И.И.Косыгиным и
Д.А.Шигаевым.
28 ноября 1932г. приговорен Судебной тройкой при ПП ОГПУ ДВК к 5 годам концлагерей.
Дальнейшая судьба неизвестна
1.Материалы архивного уголовного дела в отношении репрессированных в начале 30-х годов членов "Тихоновского духовенства и монашества Дальневосточного края"