Кузнецов Николай Дмитриевич Год рождения1863 День рождения4 Месяц рождения4 Место рожденияСмоленская губ., г.Вязьма Специальностьмагистр церковного права, профессор
Сын чиновника Фотографии
Московская Судебная Палата Должность помощник присяжного поверенного, присяжный поверенный (с 1901г.) Год начала1896 Год окончания1919
В Московской Судебной Палате вероятно числился до 20-х годов Ярославль, Ярославский Демидовский Юридический Лицей Должность приват-доцент Год начала1908 Год окончания1911
После получения в 1911г. степени магистра церковного права в Казанской
Духовной Академии, был избран на кафедру Церковного права при МДА Московская Духовная Академия Должность доцент по кафедре Церковного права Год начала1911 Год окончания1913
Николай Дмитриевич был активным сторонником изменений в положении
Русской Церкви, чему посвящены его многочисленные статьи, начиная с
1905г. Петроград, Предсоборное Присутствие Должность член Предсоборного Присутствия Год начала1906
В 19171919гг. Н.Д.Кузнецов организатор ряда церковно-общественных движений
среди духовенства и мирян Петроград, Предсоборный Совет Должность член Предсоборного Совета Год начала1917 Год окончания1917 Священный Собор Российской Православной Церкви 19171918гг. Должность член Священного Собора Год начала1917 День начала15 Месяц начала8 Год окончания1918 День окончания20 Месяц окончания9
Один из самых активных участников Св.Собора, автор многих докладов,
прочитанных на Св.Соборе, был членом Отдела о Высшем Церковном Управлении
(хотя был противником восстановления Патриаршества, но после избрания
Патриархом митрополита Московского становится его ближайшим помощником,
представителем св.Патриарха Тихона пред властями). Был одним из докладчиков
по вопросу о благоустроении приходской жизни и соавтором приходского устава.
На Соборе ему было поручено быть представителем Русской Православной Церкви
по сношению с новыми властями. В последующие годы активный деятель устроения
Русской Церкви на Соборных началах Москва, Делегация ВЦУ для защиты пред правительством имущественных и иных прав Православной Церкви Должность юристконсульт Год начала1918 Год окончания1919
Еще во время работы Св.Собора Николай Дмитриевич становится основным
"ходатаем" пред советским властями по защите прав Русской Православной Церкви,
эту работу он продолжил и после закрытия Св.Собора. Оценка его деятельности
была дана 6 мая 1919г. на собрании Делегации Высшего Церковного Управления для
защиты пред правительством имущественных и иных прав Православной Церкви:
"Н.Д.Кузнецов до сего времени являлся почти единственным посредником в
сношениях Высшего Церковного Управления с представителями современной власти,
что все поручения Церковного Управления в данной области он принимал с
неизменной отзывчивостью и с полной готовностью помочь всем страждующим, и
обездоленным, что помимо поручений Высшего Церковного Управления, он принимал
на себя защиту по церковным делам и по просьбам к нему отдельных членов клира
и мирян и никому из обращавшихся к нему не отказывал в добрых советах и
указаниях, что если не все представления его к современной власти
сопровождались желаемым результатом, то это зависело от непреоборимых
обстоятельств переживаемого времени и крайне враждебного отношения власти к
Православной Церкви, и что справедливость требует отметить, что представления
Николая Дмитриевича совету народных комиссаров имели своим последствием или
отмену или изменение распоряжений представителей власти на местах и влияли на
издание новых более терпимых распоряжений в отношении церковных учреждений или
представителей церковной власти, засвидетельствовать пред Высшим Церковным
Управлением о полезных трудах Н.Д.Кузнецова для Православной Церкви и вместе
просить выразить ему искреннюю признательность с преподаванием благословения
Святейшего Патриарха"
Москва Год ареста1919 День ареста26 Месяц ареста8
В 19181919гг. с "благословения" центральной власти ее местные органы по всей
стране проводили кампанию по закрытию монастырей и по вскрытию мощей
почитаемых Русской Церковью ее святых угодников. Эти вскрытия вызвали
протесты верующего народа, а иногда и серьезные эксцессы. Один из них
произошел под Москвой в Саввино-Строжевском монастыре. Московский Ревтрибунал
в 1918г. рассмотрел дела привлеченных по этому делу и вынес приговор, но в
апреле 1919г. следствие было продолжено и к нему были присоединены дела еще
ряда лиц, в основном из московского духовенства, которые были обвинены в
активной пропаганде антирелигиозной деятельности, среди них оказались и
А.Д.Самарин и Н.Д.Кузнецов, которые "правоохранительными органами" советской
власти были признаны "главными вдохновителями всех контрреволюционных
организаций имевших цель... вызвать в самой гуще не совсем
осознавших свое классовое положение крестьян и рабочих... активное
сопротивление Советской власти ("уготововавшей путь Антихристу", по словам
свящ.Полозова), чтобы свергнуть ее... и вернуть власть царя, помещиков и
капиталистов". А.Д.Самарин и Н.Д.Кузнецов собой, можно сказать, в
значительной мере заслонили других привлеченных по делу лиц. И сам процесс
получил название "процесса Самарина-Кузнецова", по делу проходило 17 человек.
Николай Дмитриевич был арестован в связи с инцидентом при вскрытии мощей
прп.Саввы Сторожевского. Он лично подал жалобу в Совнарком о том, что один
из членов госкомиссии плюнул на святые мощи. В обвинительном заключении
говорилось: "...Кузнецов принимал руководящие участие в Союзе объединены
приходов... что созыв верующих набатным звоном к храмам, чтобы "дать отпор
представителям своем многочисленностью" без употребления оружия было
лицемерным заявлением, ибо "нафанатизированная" толпа несознательных
крестьянских масс никогда такому совету не последует... а непосредственным
результатом такого призыва последует столкновение с представителями власти,
насильственные действия по отношению, к которым вызовут ответственные меры со
стороны органов власти, возможно и с применением оружия, что действительно
имело место в целом ряде мест Советской республики... и вдобавок
сопровождалось убийством советским работников..." Кроме того он обвинялся:
"1) в составлении и распространении воззваний, призывающих к непризнанию и
ниспровержению советской власти, 2) распространении провокационных сведений о
деятельности представителей советской власти с связи с декретом от отделении
Церкви от государства, 3) в интеллектуальных убийствах агентов соввласти".
1115 января 1920г. состоялся показательный судебный процесс под
председательством Смирнова, государственным обвинителем выступал Крыленко. В
заключительном слове Н.Д.Кузнецов сказал: "Я всегда боролся за отделение
Церкви от государства. Теперь мне приходится страдать за грехи официального
христианства. Вам нужна моя кровь берите ее. Пусть моя могила послужит
напоминанием всем, кто содействует обмирщению Церкви"
Московский Губернский Революционный Трибунал 15/01/1920 Обвинение"организация контрреволюционного общества под названием "Совет объединенных приходов". Приговорвысшая мера наказания расстрел Групповое дело"Дело Самарина-Кузнецова. Москва, 1920г."
Ревтрибунал постановил: Самарина А.Д. и Кузнецова, как "вдохновителей
церковной контрреволюции и явных врагов Рабоче-Крестьянской власти
расстрелять, но приняв во внимание мощь пролетарского фронта, героические
победы рабочих и крестьян над мировой буржуазией и амнистию ВЦИК от 5 ноября
1919г. Самарину и Кузнецову расстрел заменить заключением в концлагерь до
окончательной победы пролетариата над мировым капитализмом". Вскоре этот
период конкретизировали присудили заключение на 25 лет. 24 июня 1920г.
постановили не применять к ним амнистии как активным врагам пролетарской
власти. 26 ноября 1920г. Ревтрибунал по амнистии срок сократил до 15 лет. По
постановлению Ревтрибунала Николай Дмитриевич был освобожден в декабре
1921г.
Москва, Богословские академические курсы Должность преподаватель апологетики Год начала1921 Год окончания1924
О жизни после 1921г. сохранились лишь отрывочные сведения. В 1923г. он был
вызван в качестве "эксперта" по делу Патриарха Тихона и в Трибунал на процессы
"церковников" весной и осенью 1922г. Как заявил Николай Дмитриевич на допросе
в 1924г.: "Я после изъятия церковных ценностей в 1922 году вследствие особенно
обострившихся обстоятельств по моим взаимоотношениям с православным
духовенством стоял в стороне от вcяких групп и течений и лишь в конце 1923 года
был приглашен епископом Феодором Поздеевским для читки бесед в Даниловом
монастыре за богослужениями... Я пошел на это приглашение, так как Федор мне
заявил, что согласен с моими мнениями по вопросам церковной жизни, а именно:
что следует отбросить всякие политические церковные комбинации и вести
исключительно борьбу с безбожием путем соответствующей пропаганды. Я
проповедовал у Федора по воскресеньям и некоторым праздникам..."
Москва Год ареста1924 День ареста9 Месяц ареста12
Как говорится в постановлении о продлении срока следствия: "Дело возникло на
основе поступивших агентурных сведений о том, что б.профессор церковного права
гр.КУЗНЕЦОВ имел связь с реакционными церковниками способствует последним
распространению провокационных слухов о гонениях на церковь и ее служителей со
стороны Соввласти, своим участием на неразрешенных собраниях созываемых
церковниками для вышеназванной цели..." Срок следствия по делу продлевался
дважды, но в деле новых показаний не появилось. Интересно одно замечание, на
вопрос анкеты арестованного "Отношение к существующей власти (подробно)"
Николай Дмитриевич ответил: "Я, с самого начала признал соввласть и настаивал
на признании ее со стороны Собора 19171918 равно и на выдачу церковных
ценностей"
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 19/06/1925 Обвинение"будучи профессором церковного права, поддерживал связь с реакционными церковниками, чем способствовал распространению провокационных слухов о гонениях на церковь со стороны Советской власти" Статьяст.73 УК РСФСР Приговор3 года ссылки в Киргизию
Москва, Бутырская тюрьма Год начала1924 День начала9 Месяц начала12 Год окончания1925 День окончания19 Месяц окончания6 Киргизия Год начала1925
Постановлением ВЦИК от 14.01.1926г. срок ссылки был сокращен до 2 лет
Москва
Последнее выступление было в 1928г. в связи с выходом Декларации митрополита
Сергия. Диспут вызывал яростные негодования атеистов... Известно, что
вышла работа "Церковь и государство" (По поводу послания митрополита Сергия
(Страгородского) от 16(29).07.1927 г. Лекция, прочитанная (21.12.1927)
(03.01.1928 в Москве). Вероятно, что в 1928г. он получил степень доктора
богословия за работу "Церковь и Государство"