Места проживания
Ульяновская о., г.Мелекесс, дом Евдокии Васильевны Ирдинкиной
Год начала 1954
Месяц начала 10
Год окончания 1955
Месяц окончания 1
После освобождения о.Гавриил вернулся в Мелекесс с узелком в руках, в котором
было Священное Писание и рукописи его духовных трудов.
Дом его был конфискован. И он пошел в церковь, где несколько лет назад его арестовали.
Многие боялись пригласить к себе батюшку после такого срока лагерей. Но
нашлась добрая душа Евдокия Васильевна Ирдинкина, приютившая у себя о.Гавриила. до тех
Дом Евдокии Васильевны превратился в домашнюю церковь. Перед иконами всегда
горели лампады и свечи, ежедневно читалось молитвенное правило...
О.Гавриил жил у Евдокии Васильевны до того момента, когда определением Судебной
Коллегии Верховного суда РСФСР от 6 января 1055г. он был полностью
реабилитирован и ему был возвращен его дом.
В знак благодарности к Евдокии Васильевне и ее семье о.Гавриил пригласил их
жить к себе, т.к. дом их стал совсем ветхим: "Будете за мной ухаживать, я человек
больной, долго не проживу, а дом подпишу на вас"
Ульяновская о., г.Мелекесс, ул.Неверова, 4
Год начала 1955
Месяц начала 1
Год окончания 1959
День окончания 18
Месяц окончания 10
Как говорил сам о.Гавриил, он "вернулся после лагеря именно в Мелекесс молиться
за своих врагов", строго следуя заповедям Божиим. После лагеря о.Гавриил не
служил в храме было слабое здоровье.
Церковные службы он старался не пропускать. У него было большое смирение, придя
в храм, он стоял всегда у порога среди нищих.
О.Гавриил подавал прошение Патриарху Алексию I благословить его в Одесский
Свято-Успенский мужской монастырь, но получил ответ, что "с этим вопросом следует
обратиться непосредственно к правящему архиерею Одесской епархии", а те боялись
в то время брать к себе священнослужителей, прошедших лагеря.
Но по Воле Божией к о.Гавриилу стало обращаться еще больше верующих, о нем узнали
во всей стране.
По данным [3], священники из зависти запретили о.Гавриилу приходить в церковь.
Он стал служить Божественную Литургию у себя дома.
Многие духовные чада, узнав о возвращении батюшки, приезжали к нему со всех концов
страны. Он обладал необыкновенной духовной благодатью, каждому преподавал свое
духовное "лекарство".
Многие шли к батюшке со своими бедами, радостями и болезнями, испрашивая совета,
благословения, и все уходили от него с обретенным душевным покоем.
О.Гавриил еще при жизни был украшен Богом даром прозорливости и исцелений.
Этому имеется более 100 свидетельств.
Пока было здоровье, несколько раз о.Гавриил бывал в Москве, посетил родные
пензенские места. Везде к нему стекался народ, тогда уже многие считали его
святым человеком. Он всех принимал и выслушивал с большой радостью.
О.Гавриил не забывал своих родных и близких, проживавших в Пензенской обл. В г.Кузнецке жила
его сестра Пелагея, а младший брат Григорий в Москве, но последние годы жизни
батюшки сам часто приезжал в Мелекесс. О.Гавриил последний раз посетил родные пензенские
места в июне 1956г. Гостил в Самодуровке у родственника Петра Ивановича Игошкина,
глубоко верующего человека. Обойдя пешком родные места: села Сыресь (Сыресево),
Самодуровку, Шугурово, Шкудим, Качим и др. он служил молебны, панихиды, совершал
крещения, в домах родных совершал Божественную литургию, причащал Святых Христовых
Таин. Последнюю в своей земной жизни панихиду о.Гавриил совершил на могиле своих
родителей, которые похоронены около церкви Рождества Христова с.Сыресево, где сам
был крещен.
Последние годы батюшка стал заметно стареть, но, как и прежде, к нему шли люди.
Перед его духовным взором открывалась душа человека. В лучах исходящей от него
любви согревались сотни людей. Всех приходивших к нему он обязательно кормил, а
приезжим находил место для ночлега в своем домике. Для этого были сделаны широкие
лавки, которые ставились на ночь на свободное место, а днем убирались.
О.Гавриилу была свойственна полная нестяжательность. Ни подаренные вещи, ни деньги
долго у него не задерживались. Обычно он уже в течение того же дня передавал
полученное нуждающимся, соразмеряя, кому что нужней, и сам уже никогда не
вспоминал об этом.
Несмотря на общение с огромным количеством пасомых, старец Гавриил не получал
вреда от многочасовых бесед с ними и всегда пребывал невозмутимым, как бы неприступным
для суетного мирского духа.
Характерной чертой о.Гавриила было его огромное терпение. Он постоянно был на людях,
выслушивая их скорби, нужды, беды, искушения и т.д., однако никогда ни взглядом,
ни словом он не выказал и тени гнева, раздражения или неприязни.
К нему шли как миряне, так и священники. В его записной книжке значились около 500
адресов, среди которых были митрополиты: Ленинградский И Ладожский Елевферий,
Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), епископ, впоследствии митрополит,
Мануил (Лемешевский), епископ Серафим (Шарапов) и др.
Среди его духовных чад был о.Николай Кузьмин, по рекомендации о.Гавриила закончивший
Духовную Семинарию, а затем и Академию; после смерти о.Гавриила он имел попечение
о его духовных чадах в Мелекессе.
О.Гавриил был не лишен писательского дара, после него осталось большое духовное
наследство: проповеди, многочисленные письма, повести. Его творения многократно
переписывались и стали достояниями многих людей