Служение
Красноярская епархия
епископ
Должность епископ Енисейский (Красноярский)
Год окончания 1922
Месяц окончания 9
По примеру Патриарха Тихона в ноябре 1921г. епископ Назарий выступил с воззванием
о сборе пожертвований в пользу голодающих Поволжья, поддержав усилия гражданской
власти.
Однако весной 1922г. в губернии началась кампания по насильственному изъятию
церковных ценностей. Для недопущения могущих быть столкновений преосвященный
выпустил два воззвания к верующим, опубликованных на страницах местной газеты
"Красноярский рабочий". Он писал:
"Изъятие церковных ценностей, в пользу голодающих, не противоречит
каноническим правилам Православной Церкви. Нельзя церковную утварь брать
в собственность, нельзя использовать для частных нужд, как обыкновенную
вещь, посуду. Но отдать ее в пользу голодающих не является делом,
противоречащим религии" [Зв1 (Архив УФСБ РФ. Д.П-4364. Л.36.)].
28 апреля 1922г. в присутствии архиерея было совершено "изъятие" в кафедральном
соборе. Члены комиссии остались недовольны лишь тем, что их "работа"
"нарушалась нервозностью понятых и особенно епископа, который, видно,
с большой жалостью расставался с совершенно лишними для совершения культа
вещами".
Настроение в приходах Красноярска было тяжелое, имелись прецеденты сопротивления.
Позже, отвечая на обвинения епископ Назарий сообщал:
"Был случай, когда священник отказался снять серебряные ризы с престола,
были протесты. Я лично, участвуя в процессе изъятия ценностей, однажды
просил оставить церковные чаши, которых по причтам лишних не было, но
просьба была без всяких настойчивых требований или претензий...
Причем, по делу изъятия в двух храмах: Покровском одежды с престола
и в Благовещенском ризы с почитаемой иконы, духовенство отказалось
принять участие, за это были отданы под суд, и на суде, когда им было
вынесено общественное порицание, то представители власти отметили, что
эти священники не пожелали слушать своего епископа, которым были даны
прямые указания содействовать этому..." [Зв1 (Архив УФСБ РФ. Д.П-4364.
Л.3637.)].
Однако в целом кампания "изъятия" прошла без серьезных столкновений, о чем
20 июня 1922г. епископ Назарий написал благочинному 1 участка Минусинского
уезда протоиерею Павлу Суховскому:
"Процесс изъятия прошел у нас безболезненно, и я рад, что духовенство
осталось верным основным задачам своего служения, определяя его
в христианизации общества и отмежевании себя от всяких политических
авантюр".
Позиция епископа Назария в отношении обновленческого раскола привела
в сентябре 1922г. к его увольнению с Красноярской и Енисейской кафедры
Сибирским церковным управлением (СибЦУ) в г.Томске, возглавляемым лидером
обновленцев-раскольников Сибири протоиереем Петром Блиновым (впоследствии
"митрополитом Сибирским").
Удаление законного архиерея с кафедры обеспечили гражданские власти, активно
поддерживающие распространение раскола.
Из письма Патриарху Тихону группы православных иереев и мирян г.Красноярска
от 16 июля 1923г.:
"В один воскресный день сентября месяца 1922г. Епископ Енисейский и
Красноярский Назарий был вызван в местное ГПУ, где ему вручен билет
на проезд по железной дороге до г.Томска и предложено с первым поездом
отправиться в распоряжение СибЦУ (Сибцеркви).
В город явился вновь назначенный СибЦУ лжеепископ Александр Сидоровский,
бывший Епископ Зосима, в 1920г. отказавшийся от сана и веры, ныне женатый.
Часть духовенства признала его Епископом и вошла в новое Церковное Управление,
а часть, под сильным давлением гражданской власти (двое были посажены
в подвал), должна была прекратить свои протесты. То же произошло
с мирянами..." [Зв1 (РГИА. Ф.831. Д.218. Л.40.)]
|