Год рождения 1869 День рождения 1 Месяц рождения 4 Место рождения Тифлисская губ., Телавский у., с.Кварели (Грузия, г.Кварели) схиигумения Княжна, по матери из княжеского рода Чавчавадзе. Ее мать Елизавета Соломоновна была дочерью князя Соломона Чавчавадзе. Отец потомственный дворянин Кутаисской губернии, подполковник Александр Андреевич Марджанов (русифицированная грузинская фамилия Марджанишвили). В семье, кроме Тамары, были дети: Константин, София, Мария, Нина. Духовником ее (и по-видимому ее семьи) был священноинок со Старого Афона о.Иессей. Отец семейства Александр Андреевич Марджанов в сражении с турками получил тяжелое ранение в горло, безуспешно лечился у знаменитых врачей и через год, в 1881г. скончался. Мать Елизавета Соломоновна, устроив сына Константина в 1-ю Тифлисскую гимназию, уехала с детьми в родовое имение Кварели ФотографииПреподобноисповедница схиигумения Фамарь (Марджанова). Икона. Игумения Ювеналия (Марджанова) Игумения Ювеналия (Марджанова) Схиигумения Фамарь (Марджанова) Портрет Корина П.Д. Схиигумения мать Фамарь
Тамара Марджанова окончила Закавказский девичий институт
Год начала 1888 Год окончания 1889 Месяц окончания 12 В 1888г., в один год с дочерьми Марией и Ниной, умерла мать Тамары Елизавета Соломоновна. После окончания института осиротевшая Тамара с сестрой Софией жила в родовом имении Кварели. Обладая прекрасным голосом и музыкальными способностями, Тамара готовилась поступать в Петербургскую консерваторию. Музыкально одаренной, красивой, благовоспитанной девушке, принадлежавшей к высшему слою общества, намечался путь светский жизни. Она привлекла внимание одного из лучших женихов Грузии. Но Богу было угодно призвать ее к иноческой жизни. Откровение об уготованном ей особом пути жизни она получила при посещении Бодбийского монастыря св.Нины. Древний Бодбийский монастырь в Кахетии, где покоились мощи св.Нины, просветительницы Грузии, был возобновлен по инициативе Экзарха Грузии архиепископа Палладия (Раева), ходатайствовавшего об этом перед св.Синодом в мае 1888г. В феврале 1889г. последовало определение св.Синода об учреждении Бодбийского монастыря, и 7 мая 1889г. обитель была торжественно открыта. В мае 1889г., по приглашению тети, родной сестры матери, Тамара с сестрой Софией приехали к тете в г.Сигнах, в двух верстах от означенной обители. На второй день после приезда обе сестры отправились в монастырь ко всенощной. Как только Тамара вошла в церковь, в душе ее произошел какой-то внезапный переворо, как впоследствии заметил будущий биограф схиигумении Фамари епископ Арсений (Жадановский), Фамарь "ехала в обитель светской, а домой возвратилась по настроению инокиней". Летом 1889г. Тамара Марджанова с родными вновь посетила Бодбийский монастырь. Паломники были радушно приняты игуменьей Ювеналией (Ловинецкой). Тамара в этот приезд смогла лично сказать ей о своем желании поступить в монастырь и получила ответ, что ее поступление весьма желательно и дала ей при прощании две книги: "Душеполезные поучения" Аввы Дорофея и жизнеописание преподобного Серафима
Должность послушница, певчая, келейница и письмоводительница игумении, регент монастырского хора, учитель пения в монастырской школе Год начала 1889 Месяц начала 12 Год окончания 1891 День окончания 6 Месяц окончания 12 Послушница Тамара была первой грузинской девушкой, вступившей в обитель в год возобновления монастыря. Игумения Ювеналия (Ловинецкая) приблизила к себе двадцатилетнюю послушницу, поместила ее в своей келье, окружила ее материнской заботой и приучала к различным послушаниям клиросному, канцелярскому. Ревность юной послушницы была столь велика, что она, по примеру отцов-пустынников решила в прилегающих к обители горах ископать себе пещеру и перейти в нее, чтобы жить и спасаться, и, уговорившись с такими же, как она, пылкими сестрами, приступила к осуществлению своего намерения. Однако мудрая настоятельница, узнав об этом, запретила своим духовным детям продолжать несоразмерные силам новоначальные подвиги. Послушница Тамара Марджанова несла вначале послушание певчей, а затем письмоводительницы Послушница Тамара преподавала пение в монастырской школе. В первый же год существования обители в ней была открыта одноклассная школа, вскоре преобразованная во второклассную и давала ученицам образование почти в объеме женского епархиального училища. Здесь были собраны девочки со всех концов Кавказа, половина учениц содержалась за счет обители. Впоследствии Бодбийское училище стало выпускать учительниц для начальных школ
1891 День 6 Месяц 12 Место Тифлисская губ., Бодбийский монастырь св.равноап.Нины, просветительницы Грузии
Должность рясофорная послушница, келейница и письмоводительница игумении, регент монастырского хора Год начала 1891 День начала 6 Месяц начала 12 Год окончания 1899 День окончания 24 Месяц окончания 10 Монастырский храм требовал ремонта, пол, двери и окна в нем прогнили. Настоятельница
и сестры терпели лишения во всем: недоставало ни провизии, ни денег.
Схиигумения Фамарь впоследствии вспоминала:
Ювеналия 1899 День 24 Месяц 10 Место Тифлисская губ., Бодбийский монастырь св.равноап.Нины, просветительницы Грузии Кто рукоположил Экзарх Грузии, архиепископ Флавиан (Городецкий) 24 октября 1899г. послушница Тамара была пострижена в мантию с именем Ювеналия
самим Экзархом Грузии архиепископом Флавианом (Городецким); восприемницей была мать
игумения.
Возвращения послушницы Тамары из монастыря безуспешно ждал оставленный ею в миру
жених. Получив известие о ее постриге, он вскоре умер от скоротечной чахотки.
Это событие встревожило чуткую совесть новопостриженной монахини Ювеналии.
После его смерти она писала своему духовному отцу архимандриту Гермогену (Долганеву):
монахиня Год начала 1899 День начала 24 Месяц начала 10 Год окончания 1902 В Бодбийском монастыре будущая схиигумения Фамарь была одной из немногих трудниц "первого часа", разделила с матерью-настоятельницей и сестрами их скорби, лишения и самоотверженные труды. Георгиевский храм с усыпальницей св.Нины был обновлен. Вокруг монастыря была выстроена ограда, построены дома для настоятельницы и сестер, для монастырского причта, странноприимная, хозяйственные службы, трехэтажное здание монастырского училища, возведен новый теплый Никольский храм. В 1902г. настоятельница игумения Ювеналия (Ловинецкая) была назначена настоятельницей в Московский Рождественский монастырь. Монахиня Ювеналия (Марджанова), как самая близкая игумении, собиралась последовать ч за ней в Москву и уже стала собирать вещи. Однако вскоре последовало определение священноначалия о назначении монахини Ювеналии (Марджановой) настоятельницей Бодбийского монастыря. Попытки отклонить это назначение оказались тщетными. Усмотрев в совершившемся небесное желание святой равноапостольной Нины, игумения Ювеналия прекратила всякие хлопоты и по прошествии некоторого времени с честью стала управлять Бодбийской обителью, усмотрев в совершившемся небесное желание святой равноапостольной Нины
1902 День 12 Месяц 10 Место Тифлисская губ., Бодбийский женский монастырь св.равноап.Нины Кто рукоположил архиепископ Алексий (Опоцкий) 12 октября 1902г. монахиня Ювеналия (Марджанова) была возведена в сан игумении и назначена настоятельницей Бодбийской обители, а игумения Ювеналия (Ловинецкая) тем временем переведена в Москву
игумения Должность настоятельница Год начала 1902 Год окончания 1906 Она вновь нашла поддержку у о.Иоанна Кронштадского, вдохнувшего в нее энергию,
радость и благословившего ее первые шаги по управлению монастырем. О.Иоанн
примером благодатного настроения, а главное молитвенным общением и наставлениями,
немало способствовал развитию в ней духа ревности по Бозе.
Не только батюшка Иоанн, но и другие высокие духовные лица ценили матушку за
ее серьезность, деловитость, строго церковное православное направление и
безукоризненную монашескую жизнь. Митрополиты Флавиан (Городецкий),
Владимир (Богоявленский), Макарий (Невский), старцы схиигумен Герман, иеросхимонах
Анатолий Оптинский, Алексий Зосимовский и другие знали ее и относились к ней с
глубоким уважением. Но главным ее покровителем и, так сказать "идеалом" в жизни
матушки явился преподобный Серафим Саровский. Жизнеописание последнего было первой
книгой духовно-нравственного содержания, которую она прочитала в обители. Облик
старца произвел на нее чарующее впечатление, и она возымела к нему необычайную
любовь, еще до его прославления и преподобный Серафим неоднократно являл ей и
сестрам ее обители свою милость.
Школьное дело в годы настоятельства игумении Ювеналии (Марджановой) развивалось;
многие дворянские семьи стремились определить в Бодбийское училище своих дочерей.
Осенью 1905г. предполагалось открыть школу за оградой монастыря для приходящих детей
из ближайших селений, но из-за общественной смуты 19051907гг. это было отложено.
До перевода в Москву в начале 1906г. в Бодбийском монастыре нередко
служил и проповедовал протоиерей Иоанн Восторгов. Игумения Ювеналия писала
епископу Гермогену (Долганеву):
игумения Год начала 1906 Месяц начала 3 Год окончания 1906 Месяц окончания 8 В марте 1906г. игумения Ювеналия была перемещена в Званский Знаменский монастырь Новгородской епархии и в августе 1906г. возвращена на прежнее место служения Тифлисская губ., Сигнахский у. (Грузия, Сигнахский р.), с.Кедели, Бодбийский женский монастырь во имя св.равноап.Нины, просветительницы Грузииигумения Должность настоятельница, заведующая монастырской второклассной школой(с 27.03.1907г.) Год начала 1906 Месяц начала 8 Год окончания 1907 День окончания 11 Месяц окончания 12 27 марта 1907г. игумения Ювеналия была назначена заведующей монастырской второклассной школы. школы. Она имела планы устроить в приморском селении под Батуми подворье с церковью, школой и санаторием, но эти планы не успели осуществиться. В 19051907гг. горцы часто совершали нападения на крестьян, живших в окрестностях Бодбийского монастыря, и игумения Ювеналия брала обижаемых под свою защиту. 27 ноября 1907г. "революционно" настроенные горцы обстреляли экипаж, в котором матушка вместе со своими спутницами выехала из Тифлиса в обитель. Все они были спасены от смерти заступничеством преподобного Серафима Саровского, чудотворный образ которого матушка держала у себя на груди и к которому во время обстрела громко взывала: "Преподобне отче Серафиме, спаси нас!". Чтобы оградить жизнь игумении от опасности, многие иерархи стали ходатайствовать о переводе ее в Москву, среди них был духовный отец матушки Преосвященный Гермоген (Долганев). Покидая родную Грузию, чтобы послужить Богу и ближним в далекой России, матушка благодарила его за отеческую заботу и просила архипастырского благословения в путь Москва, Владычне-Покровская епархиальная община сестер милосердияигумения Должность настоятельница Год начала 1907 День начала 11 Месяц начала 12 Год окончания 1910 11 декабря 1907г. игумения Ювеналия была назначена настоятельницей
Владычне-Покровской епархиальной общины сестер милосердия.
Покровская община не была монастырем, а только устроена по монастырскому образцу
и управлялась игуменией. Насельницами общины были сестры милосердия, служившие
безвозмездно больным в мирное время и раненым во время войны. При общине был
детский приют, общеобразовательная и фельдшерская школы, аптека, приемный покой
и шелководня.
Матушка писала своему духовному отцу епископу Гермогену:
игумения Должность настоятельница Год начала 1910 День начала 27 Месяц начала 7 Год окончания 1916 Серафимо-Знаменский скит (закрытый в 1924г.) был основан 27 июля 1910г. в принадлежавшей Покровской общине лесной пустоши около подмосковного села Битягово. 29 сентября 1912г. скит был освящен митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским). Насельницы монастыря жили по строгому уставу, главным деланием сестер скита была молитва, от житейских попечений они были свободны. Матушка здесь начала опекать и духовно поддерживать других. К ней в скит часто приезжали будущие епископы Арсений (Жадановский) и Серафим (Звездинский). Когда по обстоятельствам времени всякий носящий духовный сан стал нежелательным гостем, она безбоязненно принимала его, не раз предостерегая от разного рода опасностей. В 1913г. игумения Ювеналия ходатайствовала об обращении Покровской общины в монастырь, и о назначении духовником сестер Общины иеромонаха Знаменского монастыря Ферапонта, В последующие годы духовником матушки и сестер основанного ею Серафимо-Знаменского скита стал епископ Серпуховский Арсений (Жадановский). С ним матушку соединило духовное сродство и общее понимание цели и смысла монашеской жизни. За оградой Серафимо-Знаменского скита для Владыки Арсения была построена киновия с домовой церковью, куда он иногда удалялся из Москвы, чтобы всецело отдаться молитве
Фамарь 1916 День 21 Месяц 9 Кто рукоположил епископ Арсений (Жадановский) 21 сентября 1916г. от руки епископа Арсения (Жадановского) матушка приняла Великую схиму с именем Фамарь. Постриг в великую схиму ей за 20 лет до того предрек св.праведн. Иоанн Кронштадтский
схиигумения Должность настоятельница Год начала 1916 Год окончания 1924 Месяц окончания 7 По принятии схимы схигумения Фамарь, усилив аскетические подвиги, преимущественно
жила в Серафимо-Знаменском скиту, причащаясь ежедневно Святых Христовых Таин.
Когда в 1917г. началось в России повсеместное гонение на православную веру и
изгнание монашествующих из обителей, Богом хранимый Серафимо-Знаменский скит
существовал еще шесть лет.
С Покровской общиной схиигумения Фамарь навсегда простилась в июле 1929г., сдав
дела новой настоятельнице монахине Арсении (Рябининой).
Хозяйственные службы скита находились поблизости на хуторе. Проживавшие на нем
испытуемые трудницы назывались "скотницами". Общим послушанием для насельниц скита
и трудниц на хуторе была работа на огороде.
В сентябре 1923г. Подольский исполком принял решение о размещении в скиту
Заборьевской больницы, и 5 ноября 1923г. больница заняла часть скитских зданий.
Была предпринята попытка регистрации прихода, но в этом матушке и сестрам было
отказано под предлогом того, что приход составляли одни монахини.
Когда начальник милиции и больничный врач опечатывали церковь в скиту, матушка
грозно сказала им:
схиигумения Год начала 1924 Год окончания 1926 Матушка Фамарь некоторое время жила в Марфо-Мариинской обители. Вместе с Владыкой Арсением (Жадановским) они продолжали руководить жизнью сестер Московская о., Одинцовский р., ст.Перхушково Белорусской ж.д., пос.Трубачевка, тайный монастырьсхиигумения Год начала 1926 Летом 1926г. схиигумения Фамарь в пос.Трубачевка у станции Перхушково Белорусской ж.д. сняла большую благоустроенную дачу и собрала около себя двенадцать скитянок. Тогда же епископ Арсений (Жадановский) был выслан из Московской губернии. Он проживал более года в Серафимо-Понетаевском монастыре. Схиигумения Фамарь приезжала в Серафимо-Понетаевский монастырь со своими духовными детьми, здесь были облечены в рясофор и пострижены в мантию сестры образовавшегося в Перхушкове тайного монастыря. Жизнь матушки и сестер проходила в молитве и трудах. На усадьбе стоял небольшой домик, в котором, строго подвизаясь, жил иеромонах Филарет (Постников). В моленной, устроенной в большом дачном доме, он служил Божественную литургию, и матушка ежедневно причащалась. В Перхушково схиигумения Фамарь руководила духовной жизнью боголюбивых девушек, живущих в миру, стала их духовной матерью и старицей. Сестры стегали одеяла и вышивали, и это рукоделие составляло их заработок
Год ареста 1931 Месяц ареста 6 28 декабря 1930г. семь инокинь и о.Филарет (Постников) были арестованы и заключены в Бутырскую тюрьму, а затем отправлены в лагеря и ссылку. В июне 1931г. была арестована схиигумения Фамарь с двумя сестрами
Приговор 5 лет высылки в Сибирь
Год начала 1931 Год окончания 1934 Месяц окончания 2 Матушка была выслана в д.Усть-Уда на Ангаре, за 200 верст от Иркутска.
В ссылке ее добровольно сопровождала послушница Анна Волкова.
Условия их жизни в глухой сибирской деревне были очень тяжелые. Матушка писала
из ссылки своей духовной дочери:
Год начала 1934 Месяц начала 2 Год окончания 1934 Месяц окончания 9 В феврале 1934г. матушка Фамарь смогла переехать в Иркутск. Затем срок ее ссылки был сокращен, и она в сентябре 1934г. из ссылки была освобождена Из Сибири матушка вернулась с туберкулезом горла
Год начала 1934 Год окончания 1936 Тяжелобольная, матушка Фамарь с тремя сестрами поселилась в доме Орловых, недалеко от ст.Пионерская Белорусской ж.д. Почитатели и духовные дети не оставляли ее до самой кончины. В доме на ст.Пионерской матушку навещал епископ Арсений (Жадановский). Как-то он служил здесь на Пасху, и тогда крестный ход совершили внутри маленького дома. Матушка все более слабела от горловой чахотки
День 23 Месяц 6 Место Московская о., ст.Пионерская Белорусской ж.д. Место захоронения Московская о., Серафимо-Знаменский скит В день кончины 23 июня 1936г. епископ Арсений приобщил матушку Святых Христовых Таин. Он же совершил чин ее отпевания в доме Орловых. На погребение матушки собралось много народа, пришли ее духовные дети и скитянки. Она была похоронена в Москве, на Введенском (Немецком) кладбище, уч.144. Сороковой день по ее кончине пришелся на 1 августа, когда Церковь празднует обретение мощей св. прп.Серафима Саровского, небесного покровителя матушки. 22 декабря 2016г. Священный Синод Грузинской Православной Церкви принял решение о канонизации преподобноисповедницы схиигумении Фамари. 28 декабря 2017г. Св.Синод Русской Православной Церкви определил включить имя святой в месяцеслов Русской Православной Церкви, установив днем ее памяти 10/23 июня. 13 июня 2018г. на Немецком (Введенском) кладбище г.Москвы состоялось обретение мощей преподобноисповедницы Фамари. Мощи ее в настоящее время почивают в основанном ею Серафимо-Знаменском скиту
Дата 22/12/2016 Кем канонизирован Священный Синод Грузинской Православной Церкви Тропарь преподобноисповеднице схиигумении Фамари, глас 5:
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
Новый стиль 23.06 день блаженной кончины (1936г.)
|