Служение
    Пермская епархия 
    епископ 
    Должность епископ Соликамский, викарий Пермской епархии, в.у. Пермской епархией (03.07.1917-нач. авг.1917, 09.08.1917–13.12.1917, 26.01.1918–24.04.1918, с 22.06.1918г.) ) 
    Год начала 1917 
    День начала 26 
    Месяц начала 2 
    Год окончания 1918 
    День окончания 17 
    Месяц окончания 10 

    Епископ Феофан прибыл в Соликамск 12 марта 1917г. на пароходе. Его канцелярия и резиденция разместилась в Свято-Троицком Соликамском мужском монастыре, где он находился на правах настоятеля. Обитель, являвшаяся резиденцией епископа Соликамского Феофана, была расположена в самом городе Соликамске, на правом берегу р.Усолки, в 12 верстах от пристани на Каме. Монастырских храмов было два: Троицкий собор с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы и надвратная церковь в честь иконы "Всех скорбящих Радость" с верхним приделом во имя Вознесения Христа. Кафедральным храмом стал Троицкий собор на главной площади г.Соликамска. В подчинении викария были уезды епархии: Соликамский и Чердынский. В течение последующих пяти месяцев викарный епископ Феофан занимался объездом подведомственных ему приходов и совершением богослужений. В пределах Соликамского уезда он располагал бесплатной казенной тройкой лошадей. Приходы Чердынского уезда он вынужден был обходить пешком, т.к. Чердынская управа отказала епископу в предоставлении конного выезда. Для организации управления обширной церковной территории при викарии был создан пресвитерский совет из шести протоиереев. 8 мая 1917г. состоялся съезд духовенства и мирян Соликамского городского благочиннического округа, который направил телеграмму Петроградскому Совету рабочих и солдатских депутатов с призывом:
        "Принять меры для поддержания авторитета власти немедленной посылкой
         на фронт делегатов для водворения надлежащей дисциплины в армии,
         для спасения родины".
    В телеграмме Председателю Совета министров князю Г.Е.Львову съезд выразил "готовность всеми силами содействовать всем мерам, направленным ко спасению отечества"
    [Зв1 (Бабкин М.А. Российское духовенство и свержение монархии в 1917г. С.343.)]. С целью проведения намеченных Святейшим Синодом преобразований в жизни приходов намечалось провести съезд представителей духовенства и мирян по Соликамскому и Чердынскому уездам. С лета 1917г. Соликамский викарий активно помогал правящему архиерею епископу Пермскому Андронику в управлении епархией. 7–8 июня 1917г. преосвященные епископы вместе совершили освящение в Белогорском Свято-Николаевском монастыре крупнейшего на Урале соборного Крестовоздвиженского храма, возведенного в память чудесного спасения от грозившей в Японии опасности Императору Николаю II. Сооружение этого храма продолжалось 15 лет. На церемонии освящения присутствовало около 30 тысяч человек, в т.ч. около 2.5 тысяч представителей духовенства. 10 июня 1917г. епископ Андроник был избран членом Предсоборного Совета и 27 июня 1917г. отбыл в Петроград. В связи с этим 3 июля 1917г. во временное управление Пермской епархией вступил викарий Соликамский Феофан [Зв1 (ПермЕВ. 1917. N 20–21. С.79.)]. Осуществляя патриотическое общественное служение Церкви, епископ Феофан участвовал в проводах добровольческих дружин в действующую армию. Так, 8 июля 1917г. с паперти Пермского Спасо-Преображенского кафедрального собора он напутствовал женскую боевую дружину "Батальон смерти", численностью 114 человек, отправлявшуюся на фронт. В начале августа 1917г. правящий архиерей епископ Андроник на короткое время возвращался в Пермь, но 9 августа 1917г. он вновь покинул кафедру, т.к. выехал в Москву на Поместный Собор. С этой же даты викарий Соликамский Феофан вновь вступил во временное управление Пермской епархией [Зв1 (ПермЕВ. 1917. N 24–25. С.95.)]. 13 декабря 1917г. епископ Андроник прибыл с первой сессии собора, и епископ Феофан вернулся в Соликамск. В сентябре-октябре епископ Феофан предпринял шаги по укреплению братии Белогорской обители и совершил несколько хиротоний белогорских иноков: иеродиаконы Афанасий (Одегов), Владимир (Жижин) и Иоанн (Новоселов) были им рукоположены в сан иеромонаха, а монахи Виссарион (Окулов) и Матфей (Банников) — в сан иеродиакона. 4 февраля 1918г. епископ Феофан возглавил в Перми небывалый по многолюдству крестный ход, устроенный в связи с гонениями на Церковь. В третий раз викарий Соликамский временно управлял Пермской епархией в период отсутствия епископа Андроника в связи с его участием в работе второй сессии Собора (с отъезда епископа Андроника 26 января 1918г. в Москву до его возвращения в Пермь 24 апреля 1918г.). Епископ Феофан прибыл в Пермь и вступил в управление епархией в ночь на 1/14 февраля 1918г. [Зв1 (ПермЕВ. 1918. N 4–5. С.14.)]. За несколько дней до того, 28 января 1918г. в Перми был опубликован декрет СНК "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви", который вызвал всеобщее возмущение как юридическое основание для наступления на Церковь. Епископ Феофан твердо выступил в защиту веры. "Пермские Епархиальные ведомости" в те дни писали:
        "4/17 февраля в городе состоялся небывалый по многолюдству и одушевленности
         крестный ход, по поводу воздвигнутого гонения на Церковь.
         Были произнесены речи. Пелись пасхальные песнопения.
         Во главе — епископ Феофан. Порядок полный"
           [Зв1 (Пермские ЕВ. 1918. N 4–5. С.54.)]. С хоругвями и иконами по оживленным центральным улицам прошло около трех тысяч человек. По свидетельству очевидцев, из толпы раздавались голоса:
        "Большевики хотят разрушить православную Церковь, отнять у нас духовное
         утешение, изгнать священников, запечатать храмы. Они безбожники!"
    Свою твердую нравственную позицию епископ Феофан проявил и в марте 1918г. в связи с событиями в Соликамске. В те дни по всему городу неизвестные расклеили воззвания, призывающие к активному выступлению против большевиков. Поскольку текст воззвания был отпечатан на оборотной стороне церковных документов, то подозрение в подстрекательстве пало на духовенство. 4/17 марта 1918г. пастырское собрание городского духовенства во главе с благочинным градо-Соликамского округа постановило довести до сведения Соликамского Исполкома:
        "Духовенство находится вне политики и не участвует в каких бы то ни было
         акциях против власти, и посему с гневом отвергает провокаторское
         выступление со стороны темных личностей. Просит Совет принять уверение
         в лояльности отношений духовенства ко всем гражданам без различия
         партийности и служебного положения".
    Однако находившийся в Перми епископ Феофан призвал духовенство Соликамска честно стоять на высоте своего пастырского служения, не унижая его покорностью преступлениям власть предержащих:
        "Отцы и братие! С великой грустью прочитал я сей журнал пастырского
         собрания духовенства церквей г.Соликамска.
         Пастыри Церкви, служители "идеалам христианства" выражают "лояльность"
         всем гражданам без различия... в том числе и проявившимся среди нас,
         к глубокому сожалению, людям, отторгшимся от единства веры с нами,
         насильникам и грабителям, наполнившим город наш грабежами и убийствами...
         Куда пошли 500 тысяч, взятых у граждан г.Соликамска? Где хлеб, обещанный
         им?..
         Нет! Не так должны были вы ответить Комитету и населению на провокаторские
         обвинения 4 марта, расклеенные на улицах Соликамска. С негодованием
         отвергнув обвинение в том, что будто бы вы призывали к вооруженному
         восстанию против бандитов и избиению их, вы в то же время должны были,
         как пастыри, как соль земли, как свет мира, высказать свой нравственный
         суд насильникам и грабителям, выразить им свое негодование и порицание...
         Обращаюсь с сим призывом к иерейской совести всякого из вас.
         Не посрамите моей совести пред Вами, скорбящей "о вашем искушении
         от врага"". Епископ Феофан благословил благочинного вновь собрать пастырей и вынести новое суждение, что и было исполнено соликамским духовенством. По возвращении архиепископа Андроника со второй сессии Поместного Собора викарий Соликамский Феофан выбыл на свою кафедру, где власти начали конфискацию имущества Свято-Троицкого монастыря. Владыка выступил против захвата церковной собственности и призвал жителей Соликамска дать твердый отпор антихристианскому походу на Святую Церковь. Он послал резкий отказ на просьбу к монастырю волостного земельного отдела прислать планы сенокосных лугов для последующего их изъятия, заявив при этом:
        "Предстанет Страшному Суду Всемогущего Бога всякий, кто осмелится для чего-либо
         захватывать принадлежащие Церкви земельные угодья и какое-либо достояние
         Церкви Божией".
    В ночь на 17 июня 1918г. был заключен под стражу архиепископ Андроник. Будучи предупрежден о предстоящем аресте, он оставил письменное распоряжение викарию Соликамскому Феофану "вступить в управление епархией в случае его — архиепископа Андроника — насильственной смерти". В случае же кончины епископа Феофана предписывалось передать управление Вятскому епископу Никандру (Феноменову). Архиепископ Андроник был арестован и увезен в неизвестном направлении. В епархии о его судьбе долгое время не было известно. Согласно приказу архиепископа Андроника, отданному им заранее на случай ареста, были закрыты все церкви в Перми и Мотовилихе, прекращены богослужения и совершение таинств, кроме крещения младенцев и отпевания усопших. Стихийно собравшиеся на улицах жители требовали освобождения архиепископа Андроника и проклинали большевиков. Организованные же властями митинги рабочих обвиняли во всем духовенство и угрожали ему расправами. После зверского убийства большевиками Владыки Андроника в июне 1918г. епископ Феофан 22 июня 1918г. прибыл из Соликамска в Пермь и принял на себя управление епархией. Напуганные массовыми волнениями населения из-за убийства Владыки Андроника, большевики этому не препятствовали. Стремясь предотвратить открытое столкновение, 26 июня 1918г. епископ Феофан отменил "забастовку духовенства". Он продолжал управлять Пермской епархией, по-прежнему следуя высоким духовно-нравственным принципам. В этот период в России уже начиналась гражданская война, усиливалось противостояние власти и ее противников, из северных уездов стали поступать известия об арестах и казнях священников. Жертвами красного террора в 1918г. стали 19 священнослужителей Соликамского викариатства. 1 августа 1918г., в канун Ильина дня епископ Феофан произнес слово по поводу ареста в с.Усолье Соликамского уезда священника Михаила Накарякова, а через несколько дней после убийства пастыря отслужил по нему панихиду, поминая погибшего как священномученика, и благословил его сына-диакона принять иерейский сан, — "идти за отцом". Получивший широкую огласку поступок епископа Феофана стал одним из поводов для будущей расправы с ним. Другим поводом стало назначение в сентябре 1918г. на место псаломщика одного из храмов епархии скрывавшегося от большевиков бывшего председателя Соликамской Земской управы Дмитрия Николаевича Антипина, ради спасения его жизни. Однако последнего опознали и задержали, отобрав при аресте документы, выданные епископом Феофаном

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ