Родился в 1854г. в с.Прудки Касимовского уезда в семье сельского священника Поликарпа Алексеевича Яблокова (1826 ок.1890) и его супруги Агриппины Ивановны (1827г.р.). У Андрея был брат Василий Поликарпович (1859г.р., в 1883г. окончил СПБДА, умер бездетным) и еще два брата или сестры
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1892г.] [1892-1893гг.] [1893-1920гг.] [1920-1924гг.] [1924-1933гг.]Касимовское духовное училище |
В 1870г. по I разряду окончил Касимовское духовное училище
Рязанская Духовная Семинария |
Казанская Духовная Академия |
В 1880г. окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия В 1881г. опубликовал свое кандидатское сочинение "О происхождении чина присоединения мухаммедан к православной христианской вере"
Одновременно преподаватель казанского Миссионерского приюта в Спасо-Преображенском монастыре Казани, где студентам Духовной Академии и воспитанникам старших классов Казанской Духовной Семинарии читал лекции по обличению ислама. Руководителем приюта тогда был профессор, протоиерей Казанского Благовещенского собора Е.А.Малов
Приблизительно в 1880г. Андрей Поликарпович Яблоков женился на дочери ключаря Казанского Благовещенского собора Миловидова Петра Диомидовича Елизавете (род. 05.03.1856г.). В семье родилось четверо детей: Петр, Павла, Василий (18921875, впоследствии математик, заслуженный деятель науки) и Андрей. Проживал с семьей в здании Казанского духовного училища. К 1890г. имел чин надворного советника, к 1892г. коллежского советника
После кончины (17 марта 1892г.) своего тестя протоиерея Петра Диомидовича Миловидова принял священный сан и был определен ключарем Казанского Благовещенского кафедрального собора, а также назначен хранителем богатейшей соборной ризницы
С 1893г. кафедральный протоиерей, настоятель Казанского Благовещенского собора.
Одновременно с 1893г. в течение более чем 12 лет состоял преподавателем греческого
языка в Казанском мужском духовном училище.
Состоял членом Казанской Духовной Консистории, непременным членом Казанского
губернского статистического комитета, казначеем Казанского отдела Императорского
Православного Палестинского общества, членом Комитета "Казанского Общества Трезвости".
По свидетельству современника:
Протоиерей Яблоков был одним из наиболее влиятельных клириков Казанской епархии.
После назначения на кафедру в конце 1910г. архиепископа Иакова (Пятницкого),
который держался довольно "замкнуто и уединенно", многие епархиальные дела
решались кафедральным протоиереем Яблоковым, который, по мнению некоторых,
"фактически управлял епархией" (Из истории Казанской епархии в 19171920-е гг.).
В начале августа 1918г. Казань была взята чехо-словаками.
Белые пробыли в Казани ровно месяц.
В течение этого времени митрополитом Иаковом вместе с кафедральным духовенством
и духовенством приходских церквей было совершено торжественное всенародное
молебствие с крестным ходом на Ивановской площади перед Кремлем о даровании
победы белым над красными. Во всех храмах совершались молебствия о победе...
Однако в ночь на 10 сентября нов. стиля белые войска оставили Казань.
Вместе с ними из Казани ушло 60 тысяч граждан.
Опасаясь мести новой власти, на Восток уехали престарелый митрополит Иаков,
протоиерей Андрей Яблоков и весь причт кафедрального собора
Доехал с белогвардейцами до Омска, откуда вернулся лишь в феврале-марте 1920г.
В 1920г. еще в Сибири, по представлению в.у. Казанской епархии Анатолия (Грисюка) протоиерей Андрей Яблоков был в честь праздника Св.Пасхи удостоен награждения митрой
После возвращения из Сибири служил священником церкви Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище. Церковь была приписана к Благовещенскому кафедральному собору. 8/21 июля 1920г. за праздничной литургией в честь Казанской иконы Божией Матери митрополитом Казанским Кириллом (Смирновым) было совершено торжественное возложение митры, которой о.Андрей Яблоков был награжден ранее, к празднику Св.Пасхи
КазаньВ 1922г. уклонился в обновленческий раскол
Казань, церковь Ярославских Чудотворцев на Арском кладбищеВ июле 1923г., вскоре после освобождения св.Патриарха Тихона, одним из первых городских священнослужителей принес покаяние епископу Иоасафу (Удалову). В конце ноября 1924г. был ограблен Благовещенский собор, к тому времени переданный властями обновленцам. Украдены были все серебряные сосуды, уцелевшие от "изъятия церковных ценностей" в 1922г. Преступление совершил зять соборного старосты, монтер, проводивший в храме электричество. Стремясь отвести от себя подозрения, он написал донос, обвинив в краже бывшего настоятеля собора о.Андрея Яблокова
По доносу был арестован
Просидел в тюрьме около месяца. Освобожден
После освобождения продолжал служить в кладбищенском храме Ярославских Чудотворцев. Одно время жил в бараке на Арском кладбище
1."О происхождении чина присоединения мухаммедан к православной христианской вере// Православный собеседник. 1881. I(Март); Отд.изд-е: Казань: типо-лит. Ун-та, 1881. 36. 1881г. |
2.О почитании святых в исламе: Критич. очерк А.Яблокова. Казань: тип.Имп.Ун-та, 1884. 73с.. 1884г. |
3.О сущности и характере мухаммеданского богослужения сравнительно с христианским богослужением// Православный собеседник. 1887. ч.1. С.81,103.. 1887г. |
4.Первоклассный мужской Успенско-Богородицкий монастырь в городе Свияжске Казанской губернии. Казань: типо-лит. Ун-та, 1906. 182с.. 1906г. |
5.Город Свияжск Казанской губернии и его святыни. Историко-Археологический очерк. Казань: типо-лит. Имп. Ун-та. 1907. 212с.. 1907г. |
6.Кафедральный Благовещенский собор в г. Казани. Казань, 1909.. 1909г. |
1. Зимина Нина Павловна, исследователь |
Использованы материалы: