Родился 17/29 сентября 1876г. в семье судебного чиновника (в чине коллежского асессора) католического вероисповедания
КонфессияКазахстан, г.Верный (Алма-Ата), гимназия |
В 1895г. окончил Верненскую мужскую классическую гимназию и поступил в Казанскую Духовную Академию
Казанская Духовная Академия |
Получил степень кандидата богословия за сочинение "Значение скорбей и страданий по учению Нового Завета"
Принял монашеский постриг во время учебы на последнем курсе Казанской Духовной Академии
иеродиаконПо данным [14] рукоположен во иеромонаха 8 мая 1899г.
Получил назначение в Киргизскую Духовную миссию, действовавшую среди казахов Степного генерал-губернаторства. С августа 1899г. священник Ильинской церкви Шульбинского стана Киргизской миссии
Омская епархия, Киргизская миссияАрхимандрит Киприан возглавил миссию в сложный период ее истории: после выхода 17 апреля 1905г. Манифеста "Об укреплении начал веротерпимости" произошло массовое отпадение новокрещеных казахов от православия. Несмотря на трудные условия, архимандрит Киприан принимал меры к активизации работы миссии. Была преодолена тенденция к сокращению числа станов, два из них были перенесены на новые места; удалось восстановить ранее упраздненный Шульбинский стан. При миссии было образовано братство для организации содействия со стороны русского населения и сбора денежных средств
4 октября 1911г. состоялось определение об учреждении в Омской епархии Семипалатинской викарной кафедры и о "бытии ее первым епископом архимандриту Киприану", хиротония которого состоялась в Омске 4 декабря 1911г.
26 января 1913г., после учреждения в Омской епархии второго викариатства (Акмолинского), епископ Киприан получил статус первого викария Омской епархии. При епископе Киприане был построен и освящен Иоанно-Предтеченский храм в казачьей слободе, ставший шестым приходским храмом в Семипалатинске. Возникшая в местности Святой Ключ женская монашеская община решением Святейшего Синода была преобразована в Знаменский женский монастырь, при котором действовал сиротский приют. Епископ Киприан также продолжал исполнять обязанности начальника Киргизской миссии. В 19121916гг. его помощником в управлении миссией был иеромонах Мануил (Лемешевский), впоследствии митрополит. После Февральской революции 1917г. епископ Киприан неоднократно обращался в Семипалатинский областной комиссариат Временного правительства, ратуя за продолжение деятельности Киргизской миссии. В миссионерских приходах состоялись собрания представителей как русских прихожан, так и новокрещеных казахов, которые приняли постановления о необходимости сохранения миссионерских станов. Однако после Октябрьской революции 1917г. деятельность миссии была прекращена. Во время гражданской войны епископ Киприан переехал в Омск, где был помощником архиепископа Сильвестра (Ольшевского), главы Высшего временного церковного управления Сибири. Затем епископ Киприан вернулся в Семипалатинск. Весной 1922г. во время кампании по "изъятию церковных ценностей" епископ Киприан выступил с обращением, в котором призывал паству к миру и спокойствию. Это помогло избежать насильственных действий и не дало властям повода для массовых репрессий против верующих
Омская епархия обн.Летом 1922г. епископ Киприан занял двойственную позицию в отношении обновленчества. Он формально признал Обновленческое ВЦУ, но противодействовал исполнению его предписаний. Местные обновленцы направили в обновленческое Сибирское церковное управление в Томске просьбу о смещении епископа Киприана и замене его обновленческим епископом. Из Томска в Семипалатинск прибыл в качестве главы новой обновленческой епархии Николай Минин (утвержден ВЦУ Семипалатинским "архиепископом" 18 ноября 1922г.). Однако большинство приходов Семипалатинска признавало своим архиереем епископа Киприана. Епископ Киприан покаялся и был принят в лоно Русской Православной Церкви
Омская епархияОсенью 1922г. обновленцы обратились за поддержкой к советским властям. Руководство Казахской АССР приняло решение передать кафедральный Никольский собор Семипалатинска обновленцам и потребовало от Семипалатинского губисполкома обеспечить исполнение этого распоряжения. Епископ Киприан организовал несколько совещаний представителей приходских советов для обсуждения мер по защите Церкви от обновленцев. Эти совещания, о которых стало известно властям, стали поводом для обвинений его в нарушении им постановления об обязательной регистрации всех собраний
4 декабря 1922г. сотрудники ГПУ арестовали участников совещания духовенства и мирян, проходившего в Никольском храме. 7 декабря 1922г. "за созыв тайного собрания без оповещения органов власти" был арестован и епископ Киприан
Пока епископ находился в тюрьме, по всей губернии шел сбор подписей верующих за его освобождение. 19 февраля 1923г. Семипалатинский губернский отдел ГПУ направил дело епископа Киприана и других обвиняемых в Москву на рассмотрение центрального ГПУ, предлагая высылку подследственных, как противников обновленчества, за пределы Семипалатинской губ. 16 мая 1923г. Особое Совещание при Коллегии ГПУ РСФСР приняло решение о заключении епископа Киприана за "антисоветскую деятельность" в концентрационный лагерь на 2 года
20 мая 1925г. из Соловецкого лагеря освобожден [14] и административно выслан во Владивосток
В связи с притеснениями со стороны властей, передавших православные храмы обновленцам, епископ Киприан благословил священников, сохранивших верность Патриаршей Церкви, нелегально совершать литургии на частных квартирах. Летом 1926г. написал работу "Обновленчество", в которой объяснил особенности обновленческого раскола. Эта работа по указанию епископа Киприана была распространена среди владивостокского духовенства
В марте 1927г. архиепископ Киприан был арестован
В сентябре 1927г. решением ОСО был направлен для проживания под надзором властей в Иркутск
15 сентября 1927г. архиепископ Киприан был назначен архиепископом Нижнеудинским, временно управляющим Иркутской епархией. В ноябре 1927г. архиепископ Киприан вступил в фактическое управление епархией. В Иркутске он столкнулся с сопротивлением группы духовенства, возглавляемой протоиереем Николаем Пономаревым, желавшими назначения в Иркутскую епархию епископа Евсевия (Рождественского). После того, как Пономарев и его сторонники, даже получив разъяснения от Временного Священного Синода, отказались признать архиепископа Киприана своим законным архиереем, 1 марта 1928г. архиепископ Киприан был вынужден объявить о разрыве канонических и административных отношений с Николо-Иннокентьевским приходом (до 1929г.). Во многом благодаря проповедям архиепископа Киприана, в Иркутске удалось избежать церковного разделения в связи с выходом в 1927г. известной "Декларации" митрополита Сергия (Страгородского). Архиепископ Киприан уделял много внимания поддержанию дисциплины среди духовенства. Он активно занимался оказанием помощи ссыльным священникам и их семьям. Для организации противодействия обновленцам он дал указание размножить и распространить среди иркутского духовенства свою работу "Обновленчество". Он выпустил ряд посланий с разъяснениями для духовенства об обновлении святых икон, о богослужебной уставности, о церковном чтении. В начале 1928г. епископ Киприан закончил начатую еще во Владивостоке статью "Церковь и государство". Рукопись была послана в Москву митрополиту Сергию, который дал на нее положительный отзыв, однако посоветовал не распространять работу "из-за могущего быть превратного толкования" со стороны властей. В декабре 1928г. в Иркутске были арестованы несколько священников, членов временного епархиального церковного совета. При обысках у них были изъяты тексты посланий и статей архиепископа Киприана. Архиепископ был вызван в ГПУ и предупрежден о привлечении к ответственности "за нелегальное распространение антисоветской литературы"
Архив УФСБ по Иркутской обл. Д.5963.
На допросах архиепископ Киприан отрицал свою виновность, заявил о лояльности
к гражданской власти.
В отношении своей критики обновленчества он пояснил, что она "не имеет никакого
отношения к антисоветской пропаганде".
На допросе он признал, что в епархии действовала система оказания помощи семьям
репрессированных священнослужителей, но пояснил:
Выпуск и распространение посланий к клиру он разъяснил как "прямое, обязательное
для меня, руководство духовенством".
Решением ОСО от 24 мая 1929г. он был из-под стражи освобожден.
Однако ему предписывалось в течение трех лет проживать под надзором по выбранному
им месту жительства вне крупных городов и Сибирского региона
Местом поднадзорной ссылки архиепископ Киприан избрал г.Златоуст, куда выехал 5 июля 1929г. 19 июля 1929г., в связи с нахождением под административным надзором, он был уволен на покой
23 октября 1932г., после отбытия срока Златоустовской поднадзорной ссылки, он был назначен архиепископом Златоустовским
Ижевская епархия14 августа 1933г. назначен архиепископом Ижевским при сохранении временного управления Златоустовской епископией до 27 марта 1934г., когда в Златоуст был назначен епископ Варлаам (Козуля)
Вятская (Кировская) епархия11 июня 1934г. назначен управляющим Вятской епархией (переименованной в декабре 1934г. в Кировскую). 25 октября 1934г. архиепископ Киприан был избран членом Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском) на зимней сессии 1934/1935г. 18 мая 1935г. указом митрополита Сергия Временный Священный Синод был упразднен, и его члены вернулись в свои епархии. Архиепископ Киприан старался предотвратить участившиеся закрытия церквей властями, требовал от подчиненного ему духовенства принять меры к сохранению храмов. В 1935г. архиепископ Киприан вынес порицание викарному Нолинскому епископу Георгию (Анисимову) за не поданные в срок жалобы на закрытие кафедрального собора в Нолинске
3 августа 1937г. архиепископ Киприан был арестован и заключен во внутреннюю тюрьму НКВД г.Кирова
Архиепископ Киприан обвинялся в "руководстве контрреволюционной группой церковников сергиевской
ориентации", а также в "связи с японской разведкой через ее резидента
бывшего Вятского епископа Евгения (Зернова)".
Первоначально архиепископ Киприан отрицал обвинения в шпионаже и контрреволюционных
действиях.
На вопрос об отношении к Советской власти ответил, что "к советской власти
относится лояльно, но хотел бы, чтобы она "дала больше свободы в церковной жизни".
Также на допросе он заявил, что "недоволен действиями местной власти, которые
"допускают перегибы в отношении Церкви".
Однако на допросе 22 сентября 1937г. он признал, что "еще в 1918г. был завербован
японской разведкой и в последующем состоял членом контрреволюционной монархической
организации, связанной с руководством РЦПЗ".
На допросе 24 сентября архиепископ Киприан заявил о существовании в СССР
"контрреволюционной организации, в которую входило все высшее духовенство
Московской Патриархии во главе с митрополитом Сергием (Страгородским)".
Признал себя "руководителем группировки церковников сергиевской ориентации"
в Кировской обл., но конкретных "фактов" своей шпионской и
противогосударственной деятельности не назвал.
9 декабря 1937г. Особой тройкой при УНКВД СССР Кировской обл. он был приговорен
к расстрелу
Расстрелян вместе с пятью другими священнослужителями членами Епархиального Совета Кировской епархии
1. Зимина Нина Павловна, исследователь |
1.ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.81. |