Сын сельского священника. Духовник и преемник известного старца Серафима Вырицкого
ФотографииВятская Духовная Семинария |
Был награжден к Пасхе 1905г.
Санкт-Петербургская Духовная Академия |
Община сестер милосердия находилась под покровительством Императрицы Александры Феодоровны, которая неоднократно бывала на богослужениях в храме св.Марии Магдалины, где служил о.Алексий. До самозабвения, умом и сердцем воспаряя к горнему, совершал он священнодействие. Чуткое сердце благочестивейшей Императрицы немедленно оценило нелицемерное усердие молодого священника
Санкт-Петербургская губ., г.Царское село, церковь Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома РомановыхБыл назначен распоряжением протопресвитера военного и морского духовенства с Высочайшего Его Императорского Величества соизволения назначен на вакансию священника к Федоровскому Государеву собору с возложением пастырских обязанностей по Собственному Его Величества Конвою
Санкт-Петербург, 4 классное городское училищеС началом Первой мировой войны при Феодоровском соборе был открыт лазарет для раненных, шефство над ним взяли Великие княжны Мария Николаевна и Анастасия Николаевна. К обязанностям полкового священника у о.Алексия прибавилось новое многотрудное послушание. О.Алексей стал безвозмездно исполнять при лазарете пастырские обязанности. Благочестивейшая Государыня и Ее Августейшие Дочери, работая в царскосельских лазарета, с необычайным состраданием относились к раненым воинам. Так же, терпеливо и безропотно, с присущим ему смирением и любовью, нес свои многотрудные послушания и отец Алексий. Императрица и Великие Княжны почитали душевное усердие отца Алексия. Во славу Божию трудились они рука об руку. За годы испытаний возникла и укрепилась их дружба... Отец Алексий стал свидетелем крестного мученического пути Царской семьи во время ее пребывания в Царском Селе, после ареста. До конца своих дней хранил о.Алексий воспоминания об Августейшей Семье
Был награжден к Пасхе 1913г.
наперсный крестПроникновенное служение о.Алексия и его светлые проповеди привлекали многих истинно верующих людей не только из Царского Села, но и из Петрограда
Награжден к Пасхе к 1925г.
право ношения митры за богослужениемНагражден к Пасхе 1927г.
Был арестован по делу ленинградского филиала ИПЦ
Во время следствия содержался в ДПЗ Ленинграда
Соловецкий лагерь особого назначенияПо милости Божией о.Алексию удалось отбыть срок пребывания в лагерях на год раньше и отбывать ссылку на Крайнем Севере работая в гражданских учреждениях бухгалтером
Ленинградская о., г.ПушкинПриехал в г.Пушкин для эвакуации семьи, но оказался в оккупации
В первые же дни своего служения в Вырице о.Алексий сошелся с батюшкой Серафимом. Пастыри стали взаимно окормлять друг друга. О.Алексий регулярно навещал старца, и они вели долгие духовные беседы. Их духовная служба и братская любовь продолжались до последнего дня жизни о.Серафима, когда о.Алексий сподобился причастить подвижника Святых Таин перед самой его блаженной кончиной. Он же служил первую панихиду и провожал старца в последний путь
Был награжден к Пасхе 1945г.
Через год после смерти старца по ложному доносу о.Алексия арестовали. Знавшие о.Алексея в те годы говорят, что молитва его была беспрестанной: даже когда он спал, губы его шевелились, произнося Иисусову молитву
О.Алексий с глубоким смирением принял обрушившуюся на него скорбь. Он очень
сокрушался, что в свое время не последовал советам о.Серафима и митрополита
Григория (Чукова) принять монашество. Старец Серафим и владыка Григорий
понимали, что богоборческие власти не оставят его в покое как истинного
ревнителя памяти невинно убиенной Царской семьи. Ведь о.Алексий по своей
детской вере и непосредственности со многими делился рассказами о своем
пребывании в Царском Селе. Умудренные Богом старшие пастыри знали, что лучшим
для него решением будет удалиться в тишину монастырской келлии. В своем
письме из заключения о.Алексий пишет: "На последнем свидании я сказал сыну:
"Помнишь в прошлом году старец Серафим и митрополит Григорий говорили мне о
монашестве? Я не послушал и, и вот теперь меня отправляют в сибирскую
лавру-монастырь, учиться повиновению, терпению и послушанию. Буди Воля
Божия..."
По Указу 27.03.1953г. "Об амнистии" срок заключения был сокращен. 22 мая 1955г.
по решению военного трибунала, который признал его невиновным, был освобожден
без поражения в правах и снятия судимости. Как говорят, освобождение
о.Алексея после второго заключения совершилось чудесным образом: заключенные
постились и молились святителю Николаю об освобождении и были освобождены, те
же кто не выдержал поста освобождения не получили. "Когда мне объявили [об
освобождении], писал о.Алексий, я сидел и только плакал. "О чем плачешь?"
спрашивает у меня удивленный начальник. "От радости", сказал я. Меня
отправили в Ленинград. Массу переживаний не выдержал мой организм. Дорогой, в
Москве, при пересадке на ленинградский поезд, у меня случилось кровоизлияние в
мозгу. Я упал, лишился языка, но сознания, к счастью не потерял. Мне помогли
подняться, ввели в вагон, и в таком состоянии я доехал... Врач констатировал
у меня паралич и все удивлялись, как я мог доехать в таком состоянии. Быстро
я стал оправляться. 15 августа я смог быть на приеме у Митрополита
Григория... Владыка принял меня как родной... дал мне единовременное
пособие... назначил меня согласно моего заявления, на прежнее место, к
Казанской вырицкой церкви приписным священником"
В 1957г. вышел за штат, получал пенсию как заштатный протоиерей. С несказанной радостью вернулся батюшка в Вырицу, где все его знали и любили. Нахлынули воспоминания о старце Серафиме и о его благословении принять монашество. Сделать это, как виделось тогда о.Алексию не было никакой возможности ведь он хотел принять келейный иноческий подвиг и остаться в миру. Ему предложили принять постриг и поселиться в Псковско-Печерском монастыре, на что о.Алексий ответил согласием, однако намерения своего осуществить не успел состояние его здоровья стало резко ухудшаться... Последние дни своей жизни о.Алексий посвятил внутренней молитве и покаянию. В этот период его навещали схиигумен Савва (Савченко) из Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и старица схимонахиня Мария (Морковкина) из Николо-Богоявленского кафедрального собора. Когда позволяло здоровье, о.Алексий выходил и прогуливался неподалеку от дома. Обычно, его сразу окружали дети, которые своими чистыми душами тянулись к любвеобильному батюшке. В ту пору о.Алексий всегда носил широкий кожаный монашеский пояс, знаменующий умерщвление плоти и неустанную брань со страстями
За три дня до кончины о.Алексея ему явился старец Серафим Вырицкий и возвестил о предстоящем уходе. Отец Алексей велел приготовить все для своего погребения, причастился и отошел ко Господу смертью праведника
1 |
Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий. М.: Издательство Братства святителя Алексия, 1996. |
2 |
Письма Святых Царственных Мучеников из заточения. СПб., 1996. С.453. |
3 |
Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. СПб., 1999. С.58. |
4 |
Филимонов В.П. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. СПб.: Сатис, 1999. С.302303. |
5 |
Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999. С.309. |
6 |
Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. С.58,310. |
7 |
Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. С.124. |
8 |
Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с. С.124. |
1.Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д.П-83017. |