Родился в крестьянской семье недалеко от Верхотурского монастыря.
Семья Питателевых была уважаема в Верхотурье.
Они были потомками первых строителей Верхотурья переселенцев из Новгорода,
появившихся на Урале в начале XVIII века. Переселились на Урал по "выклику"
глашатаев царя Федора Иоанновича бирючей, чтобы построить и заселить выбранное
под город Верхотурье пространство в верховьях р.Туры.
Из книги священника о.Петра Торопова духовника семьи Питателевых [Д3]:
Род Питателевых всегда отличался крепкой верой, благочестием, благотворительностью.
Особенно увеличилась помощь Церкви, когда материальное благосостояние семьи выросло.
Это было связано с открытием в 1819г. в Верхотурском крае золотоносных песков,
благодаря которым к 1849г. Россия стала добывать половину мирового золота.
Деревня Питателева, названная так по обычаю давать названия населенным пунктам по
именам первых поселенцев, оказалась в центре возникших золотых приисков.
Она стала оживленным пунктом, земледелие и охота стали приносить стабильно
высокие доходы.
Питателевы за все благодарили Бога и неустанно помогали в строительстве храмов.
Вскоре они переселились в Верхотурье, поселились в Ямской слободе, рядом со
Знаменской церковью, посвященной Новгородскому Знамению Божией Матери.
Настоятелем Знаменской церкви был о.Петр Матвеевич Торопов, ставший духовников
семьи Питателевых.
У Ивана Питателева отца будущего монаха было четыре сына: Осип, Григорий,
Максим, Илия. Илья был младшим. На души детей оказывало благотворное воздействие
благочестие отца, набожность матери, неуклонное следование всем обычаям
Православной Церкви, посещение богослужений в храме, пост и молитва.
В собственности семьи Питателевых была заимка на берегу реки Каменка на Малом
Актае недалеко от Мало-Актайской монастырской пустыни, в 22 верстах от города.
Здесь Илия познакомился со знаменитым подвижником, старцем Илией (Чеботаревым),
ранее схимонахом Валаамской обители, подвизавшимся в келье на небольшом расстоянии
от скита Большой Актай. Богомольцы и духовные чада отца Илии могли попасть к
старцу только через заимку Питателевых.
Маленький Илья имел возможность непосредственно наблюдать подвижническую жизнь
старца, слышать рассказы верующих о его прозорливости.
Все это оказало сильное влияние на духовный настрой отрока.
Старшие братья получили образование в церковно-приходской школе, женились, имели
большие семьи, занимались предпринимательской деятельностью. В их семьях жили
по заповедям Божиим, отдавали часть доходов на благоукрашение церквей,
сделали большое пожертвование на строительство Верхотурского Крестовоздвиженского
собора.
Младший брат Илья избрал для себя "благую часть". В 1900г. скончался схимонах
Илия (Чеботарев). Перед смертью он благословил юношу на поступление в монастырь
В Верхотурский монастырь поступил осенью 1912г.
Из послужного списка братии монастыря [Зв1]:
В эти скорбные дни или незадолго до них Илия Питателев принял иноческий постриг
Принял иноческий постриг летом (весной?) 1918г. во время оккупации монастыря большевиками
В октябре 1918г. в город Верхотурье вошли войска адмирала Колчака. Монастырь встретил их колокольным звоном, как освободителей. В игуменском корпусе расположился штаб 16-го Ишимского полка. Красные войска ушли в леса по реке Актай и остановились недалеко от Малоактайского скита. Около него проходила дорога, соединяющая Богословский тракт с Кушвинским, ставшая линией фронта. Настоятель благословил монахов Каллиста (Опарина) и Иакинфа (Питателева) переселиться в Мало-Актайский скит и по возможности охранять его от разграбления. Иакинфа выбрали не случайно: эти места были знакомы ему с детства
Пермская губ., Верхотурский у., скит "Малый Актай" Верхотурского Николаевского мужского монастыряМонах Иакинф стал жить и подвизаться на месте молитвенных подвигов почившего схимонаха, старца Илии (Чеботарева). Скит "Малый Актай" был основан в 1911г. последователями старца Илии Евдокимом Плонкиным и иеромонахом Дамианом (Лисицыным) и был приписан к Верхотурскому Николаевскому монастырю. На месте молитвенного дома бывших пустынножителей возвели деревянный однопрестольный храм Казанской иконы Божией Матери. В скиту, кроме храма, было три жилых деревянных дома, хозяйственные постройки. Старшим в Мало-Актайской пустыни в 1918г. был иеромонах Игнатий (Кевролетин). Чтобы не допустить разграбления и святотатства со стороны большевиков, насельники Мало-Актайской пустыни иеромонах Игнатий и монах Аарон повезли некоторые богослужебные предметы, запасные Святые Дары, Святой антиминс в монастырь
После отъезда монаха Аарона и иеромонаха Игнатия в скиту находились монахи Каллист и Иакинф. В это время в обитель нагрянул отряд красноармейцев. Они произвели обыск, разыскивая будто бы спрятанные ценности; взломали пол на амвоне, искали клад и в алтаре, разбросав при этом оставшиеся Богослужебные предметы по полу. Разозленные неудачными поисками, бандиты обвинили монахов Иакинфа и Каллиста в "разведывательной деятельности" и арестовали
Арестованных повели лесными путями до линии фронта, потом по железной дороге довезли до станции Карелино. По словам очевидцев, ехавших в одном вагоне с монахами, безбожники предлагали монахам Иакинфу и Каллисту отречься от Христа и этим сохранить себе жизнь. Отречься от Спасителя монахов хотели заставить публично. Монахи категорически отвергли это предложение и тут же были убиты выстрелами из револьвера Это произошло 17/30 октября 1918г. Тела убитых бросили в болото недалеко от места расстрела. После освобождения Верхотурья от красных была найдена могила убиенных монахов. Тела мучеников с трудом удалось достать из замерзшего болота. 10 ноября их перевезли в монастырь. 12 ноября монахи Каллист и Иакинф по чиноположению Православной Церкви были погребены на монастырском кладбище при церкви св.Неофита, единственной не разграбленной большевиками церкви монастыря. С северной стороны этого храма находилась могила почитаемого монахом Иакинфом старца Илии (Чеботарева). На погребении мучеников присутствовали многие жители города, которые были потрясены жестокостью убийства. В 1930-е годы храм св.Неофита уничтожили, кладбище сравняли с землей, а на его месте возвели административные здания ЛТП и электростанцию. В 1990г. монастырь был возвращен Православной Церкви. Настоятель игумен Тихон (Затекин) начал поиски мощей старца Илии (Чеботарева). На месте кладбищенского храма пролегала автомобильная трасса, вскрыв которую, на глубине 5 метров обнаружили два захоронения. Из склепов, доверху наполненных водой, извлекли останки двух праведников старца Илии (Чеботарева) и игумена Арефы, похороненного рядом с о.Илией Тела новомучеников Иакинфа, Каллиста и иеромонаха Аполлинария пока [2006г.] не найдены
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
1. Комиссия по канонизации святых Екатеринбургской епархии. |