Родился в семье священника (впоследствии протоиерея Богоявленского собора в Гжатске) Петра Александровича Заболотского (18221891) и его жены Анны Павловны (дочери протоиерея Павла Андреевича Голенкина). Павел Заболотский происходил из старинного священнического рода. Все его деды и прадеды были священниками в Гжатском уезде. В селах Пречистом и Самуйлове служили Александр Васильевич (дед) и Василий Михайлович (прадед) Заболотские, в селе Колокольня прадед Николай Львович Львов. Дедом священника Николая Львова был строитель и первый настоятель Гжатского Благовещенского собора Павел Ефимович Львов, а предком в шестом поколении был священник Иоанн Львов, до того бывший в числе командиров поляков, вторгшихся в Смутное время на Русскую землю, внезапно ослепший при взгляде на икону свт.Николая Чудотворца в захваченном его отряде соборе в Можайске, прозревший только после продолжительной молитвы и после этого принявший Православие и ставший священником. В селе Климове служили и предки Павла Заболотского по линии матери: дед Павел Андреевич Голенкин, прадед Алексей Харлампиевич. Очень рано от чахотки умерла супруга о.Петра мать Павла Заболотского, Анна Павловна. Отец Петр молодым еще человеком остался вдовцом с четырьмя детьми. Двое было своих (сыновья Александр и Павел), и две приемные дочери-сироты. Его сыновья Александр (ставший впоследствии директором Александровской гимназии в Вязьме) и Павел закончили Духовную семинарию. Отец Павла Заболотского протоиерей Петр Заболотский скончался в 1891г. Своим детям он оставил, как писали в "Смоленских Епархиальных ведомостях", "пример доброй жизни, покорности начальству, исполнения служебного долга и сердечного отношения к ближним"
Родство Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1889(1888?)г.] [до 1918г.] [1918г.]Смоленская Духовная Семинария |
После окончания Семинарии Павел обвенчался с Марией Алексеевной Соколовой , дочерью священника Алексея Яковлевича Соколова, служившего в с.Власове Юхновского уезда
Был рукоположен священником и определен в с.Власово на место ушедшего на покой своего тестя
Во Власове у него родились две дочери: Анна (18761932) и Елизавета (18801930). В 1888г. по желанию епископа Смоленского и Дорогобужского Нестора (Мелентьева) о.Павел был переведен в соборную церковь г.Поречье
Смоленская губ., Юхновский у., г.Поречье (Смоленская о., г.Демидов), Успенский соборПрослужил здесь только полгода
Был возведен в сан протоиерея в конце 1888г. или в начале 1889г.
В Юхнове протоиерей Павел исполнял многие церковные послушания:
градского благочинного, председателя уездного отделения Смоленского
Епархиального училищного совета, уездного отделения Братства
преподобного Авраамия Смоленского, был миссионером и законоучителем.
В своем служении он стремился к тому, чтобы церковно-просветительная
деятельность в уезде охватывала как можно более широкие слои общества.
Организовывая в 1901г. в Юхнове чтения по палестиноведению, он писал в отчете
Императорскому Палестинскому обществу:
По инициативе Братства преподобного Авраамия Смоленского, председателем
Юхновского отделения которого он был, в уезде были устроены внебогослужебные
собеседования, направленные против заражения народа сектантскими заблуждениями
и иноверием.
В 1911г. о.Павел вел беседы в деревне Савонино, препятствуя деятельности
раскольников-беспоповцев, много подобных бесед под его руководством проводили
по всему уезду другие священники.
Заботясь о нуждах малообеспеченного сельского духовенства, протоиерей Павел
в 1902г. выступил одним из учредителей погребальной кассы духовенства
Юхновского уезда, задачей которой было оказание помощи при погребении умерших
священников, диаконов и псаломщиков. Создание кассы позволило при помощи
небольших взносов, собираемых со всех уездных священно- и церковнослужителей,
выплачивать суммы, необходимые для погребения преставившихся членов клира,
в том числе заштатных и тех, у которых после смерти оставались очень бедные
семьи или вообще не оставалось семей.
Протоиерей Павел был также председателем уездных отделений Смоленского Епархиального
училищного совета и Братства прп.Авраамия Смоленского, членом Юхновского
уездного комитета народной трезвости, а также наблюдателем библиотеки при этом
комитете.
Являлся товарищем Председателя уездного попечительства о детских приютах Ведомства
Императрицы Марии.
В качестве члена от Духовного ведомства назначался на различные должности в
Уездный училищный совет, Уездное тюремное отделение, был депутатом от духовенства
в Городском присутствии по взимании налога с недвижимого имущества и т.д.
В 1902г. о.Павел выступил одним из учредителей погребальной кассы духовенства
Юхновского уезда. Создание кассы позволило при помощи небольших взносов,
собираемых со всех уездных священно- и церковно-служителей, выплачивать
необходимые суммы, необходимые для погребения преставившихся членов клира,
в том числе заштатных и тех, у которых после смерти оставались очень бедные
семьи или вообще не оставалось семьи.
Пастырские и церковно-административные труды протоиерея Павла Заболотского
были отмечены многими церковными и правительственными наградами,
в том числе орденами святой Анны II степени и святого Владимира IV степени.
О его деятельности часто писали "Смоленские Епархиальные ведомости", где
печатались и многие его проповеди. В них часто говорилось о трудностях
духовного служения в условиях нараставшего отчуждения определенной части
общества от Церкви и одновременно содержалась убежденность в том, что искренне
и самоотверженно служащий пастырь способен многих обратить к Церкви, что
многое для исправления общества можно сделать усердным преподаванием
Закона Божия детям, что трудности будут преодолеваться, если
духовенство будет пребывать в единстве и воспитывать в себе терпение.
В прощальном слове к почившему своему сослужителю, священнику Иакову Богрецову:
На погребении другого священника о.Павел говорил:
О.Павел обращался к преподавателям Смоленского епархиального училища:
События 19171918гг. резко изменили жизнь духовенства, которому пришлось
столкнуться с прямо враждебным отношением к себе новой власти.
После принятия Поместным Собором 27 января 1918г. воззвания по поводу декрета
об отделении Церкви от государства с призывом к православным людям встать
на защиту Церкви Смоленский церковно-епархиальный совет принял специальное
постановление, в котором призвал настоятелей всех храмов епархии немедленно
провести приходские собрания для ознакомления прихожан с текстом этого декрета,
постановлением Собора по поводу него и разъяснениями, сделанными самим
Церковно-епархиальным советом.
Собраниям предлагалось выносить письменные протесты и организовывать возможную
защиту храмов и церковного имущества. Постановлялось также читать за Литургиями,
после сугубой ектении, молитву о спасении Церкви, а в ближайший по получении
постановления воскресный или праздничный день прочитать в храмах
воззвание Собора.
27 мая 1918г. протоиерей Павел созвал приходское собрание юхновской соборной
церкви, на котором был прочитан и обсужден декрет об отделении Церкви от
государства. Затем было оглашено воззвание Поместного Собора 19171918гг. и
обращение Смоленского Церковно-Епархиального совета. Собрание вынесло письменное
постановление (и первой под ним стояла подпись протоиерея Павла Заболотского):
В самом скором времени после этого собрания началось преследование протоиерея
Павла со стороны органов местной власти
Смоленский губернский Ревтрибунал. Ф.Р-47. Оп.1. Д.160.
[Дело по обвинению протоиерея Заболотского в неподчинении Советской власти, 19187г.].
В отношении протоиерея Павла были почти одновременно возбуждены дела уездными
следственной и чрезвычайной комиссиями, но вскоре материалы следственной
комиссии были переданы в Юхновскую уездную ЧК, которая уже одна занималась
расследованием.
17 июня 1918г. протоиерей Павел был допрошен органами ЧК. Он обвинялся
в "насмешке над Советской властью". Поводом к обвинению стала приобщенная к делу
небольшая торопливо написанная о.Павлом записка к кому-то: "Кто будет давать
разрешение на открытие 20 июня благочиннического собрания комиссия по борьбе
с контрреволюцией или комиссариат по управлению уездом?", в которой о.Павел по
ошибке вместо: "комиссия по борьбе с контрреволюцией" написал: "комиссия по борьбе
с революцией".
Другим поводом к обвинению послужила бумага, направленная им в какую-то организацию,
где он неточно написал титул ЧК, допустив в написании ее длинного полного
наименования "ЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем"
сокращение: "и проч."
16 июля 1918г. ЧК вынесла постановление, которое нашло достаточно оснований,
для обвинения протоиерея Павла в "неподчинении Советской власти и насмешке над
нею" и дело передавалось в Смоленский губернский Ревтрибунал
"на предмет наложения наказания".
О.Павел обвинялся уже не только в "насмешке над советской властью", но и в
следующем:
По этому поводу протоиерей Павел сказал следователю:
Виновным о.Павел себя не признал.
Этим же постановлением вместе с протоиереем Павлом предавалась суду
революционного трибунала и его дочь Анна Згурская.
ЧК также направила отношение в Смоленский церковно-Епархиальный совет
"на предмет немедленного отстранения от должности настоятеля Заболотского
как преданного суду Ревтрибунала".
Архиепископ Феодосий и Церковно-епархиальный совет в исполнении этого решения
Чрезвычайной комиссии отказали.
Епархиальный совет, согласно резолюции архиепископа Смоленского и
Дорогобужского Феодосия (Феодосиевского) принял решение сообщить об этом деле
Священному Синоду, просить одного из присяжных поверенных (Воронца И.А.) взять
на себя защиту протоиерея Павла в трибунале, а ЧК сообщить, что
"суждение о его виновности с церковной точки зрения и об устранении его от службы
может последовать только после рассмотрения дела Ревтрибуналом".
Производство дела в Смоленском губернском Ревтрибунале должно было начаться
28 сентября 1918г.
Но такой медленный ход дела не устраивал Юхновскую ЧК.
В начале сентября 1918г. центральная власть объявила об ужесточении политики
"красного террора"
6 сентября 1918г. в "Известиях Исполкома Советов Западной области" был опубликован
"Приказ о заложниках". Исполнителями приказа о заложниках и всех акций
"красного террора" должны были быть местные ЧК, и даже Ревтрибуналы были
признаны действующими "чересчур медленно и недостаточно репрессивно".
ЧК имели право без суда и следствия арестовывать и расстреливать только
на основании принадлежности к классу буржуазии всех, кого ЧК желательно
расстрелять, в том числе представителей духовенства.
На заседании Юхновского уездного комитета РКП(б) в первые дни сентября 1918г.,
был обсужден вопрос, "как реагировать на убийство товарищей Володарского, Урицкого
и покушение на товарищей Ленина и Зиновьева" и было принято решение:
Далее перечислялись поименно 15 человек, среди которых были протоиерей
благочинный Павел Заболотский и священник с.Аксиньино о.Капитон Сергиевский.
Этот список был передан в Юхновский уездный Исполком.
Из уездного Исполкома список тех, кого надлежало арестовать, был прислан
в Юхновскую уездную ЧК.
Этот список содержал 17 имен тех, кого на заседании Исполкома было
решено "иметь как заложников". На арест каждого из них ЧК выписала
постановление следующего содержания:
Помимо протоиерея Павла Заболотского и священника Капитона Сергиевского,
в указанный "Список лиц, подлежащих задержанию и аресту" входили: Гвоздов,
Данилов, А.Дунаев, И.Дурново, Ковалев, Лавровский, Лелюхин, В.Макаров,
Медведев, Г.Петренко, Скрыдлов, В.Е.Солянов, Федченков, Д.Т.Чернов,
И.Ястребов.
9 сентября/27 августа 1918г. уездная ЧК предписала Юхновской уездной милиции
арестовать протоиерея Павла Заболотского и священника Капитона Сергиевского,
равно как и еще 10 граждан Юхновского уезда.
Арестовать протоиерея Павла Заболотского и священника Капитона
Сергиевского, равно как и еще 10 граждан Юхновского уезда, уездная ЧК
предписала Юхновской уездной милиции
28 августа/10 сентября 1918г. протоиерей Павел Заболотский был арестован
вместе со своей дочерью Анной Згурской (ее вскоре отпустили) и заключен
в тюрьму г.Юхнова.
Священник Капитон Сергиевский был арестован 12 сентября и оказался в Юхновской
тюрьме 14 сентября. Вместе со священнослужителями были арестованы еще пятеро
мирян.
Во всем, что с арестованными происходило, роль Юхновской ЧК оказалась
второстепенной: все решения об их судьбе (аресте, заключении в тюрьму,
расстреле) принимали уездный комитет РКП(б) и исполком уездного совета,
ЧК в данном случае только исполняла их прямые указания.
Арестованные были помещены в Юхновскую тюрьму вначале как
"заложники буржуазии за смерть тов.Володарского и многих других товарищей...
а также за намерение буржуазии отнять у русской революции ее голову, ее вождя
товарища Ленина". Затем против них было выдвинуто обвинение в "контрреволюции"
Архив УФСБ по Смоленской обл. Д.3575-С. [Фонд снятых дел. "Дело с постановлениями заложников Юхновской уездной Чрезвычайной Следственной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности", 1918]. По делу, кроме о.Павла, проходили о.Капитон Сергиевский и пятеро мирян. Все они были приговорены к расстрелу и расстреляны
Протоиерею Павлу Заболотскому, когда его арестовали, было уже 72 года,
нахождение в тюрьме было для него по причине слабого здоровья очень тяжелым.
17 сентября он написал в ЧК оставшуюся без внимания просьбу об освобождении его
из-под ареста:
Безуспешно хлопотали об арестованных священниках и прихожане
Протоиерей Павел Заболотский и священник Капитон Сергиевский, как
и другие 5 заложников, были расстреляны в ночь с 19 на 20 сентября н.ст.
О том, что произошло во время расстрела, рассказал дочери о.Павла Анне, находившейся
тогда дома с дочерью Верой, один человек, которого силой заставили рыть могилу.
Тот человек рассказал, что о.Павел отказался снять с себя крест и рыть себе
могилу, он отвернулся в сторону и усердно молился.
и, не дождавшись, пока священник закончит молитву, чекисты начали стрелять
Когда прогремели выстрелы, в небе возник большой шар, излучавший сильное сияние.
Это настолько перепугало помощников, что все они разбежались, и закапывали
могилу уже только одни чекисты.
Утром этот человек пришел домой к Анне Павловне и повел всех к месту казни.
Они вышли на шоссе, ведущее к Мятлеву, дошли до последних городских домов и
повернули направо по "белой дороге", ведущей к Устиновке.
Справа были городские строения, а слева начинался лес.
Повернув налево и пройдя через этот лес метров 400, тот человек вывел их
на опушку, за которой начинались молодые посадки. В этих посадках они и увидели
свежую могилу.
Расстрел освещала местная печать. В "Известиях Юхновского Совета" была
помещена большая заметка, где достаточно путано объяснялось населению,
что "расстреляны все они, включая священников, одновременно и как
заложники, и как представители буржуазии, так или иначе
эксплуатировавшие трудящихся", и как "враги советской власти", ведущие
антисоветскую агитацию.
Центральные "Известия" вообще сообщили, что Юхновская ЧК расстреляла
"белогвардейцев П.Заболоцкого и капитана Сергиевского".
О том, что они были арестованы как заложники, в газете даже не упоминалось.
По прошествии времени советские историки и вовсе написали о "ликвидации
действовавшей в пределах Юхновского уезда контрреволюционной организации,
возглавляемой протоиереем Заболоцким".
Смоленский губернский Ревтрибунал узнал о расстреле о.Павла и других
заложников задним числом.
В следственной комиссии Смоленского губернского Ревтрибунала дело о.Павла
находилось в производстве с 5 августа по 25 сентября 1918г.,
Комиссия признала протоиерея Павла и его дочь виновными во всех предъявленных им
обвинениях и постановлением от 25 сентября 1918 г. представила дело на
рассмотрение Смоленского губернского Ревтрибунала.
Юхновская ЧК привела приговор в исполнение 20 сентября 1918г., не дожидаясь решения Ревтрибунала, где только еще начинался разбор дела
о "контрреволюционной деятельности" протоиерея Павла Заболотского.а
В день, в который Смоленский губернский Ревтрибунал приступил к рассмотрению
дела (28 сентября), из Юхновской ЧК пришла коротенькая справка, сообщившая
о том, что протоиерей Павел Заболотский (о виновности или невиновности
которого и о мере наказания в случае виновности Смоленский губернский
Ревтрибунал только собирался выносить суждение), уже 9 дней как расстрелян
Юхновской ЧК за "контрреволюционные действия".
Поэтому в Смоленском губернском Ревтрибунале дело в отношении протоиерея Павла и о.Капитона так
так ничем и не закончилось.
Спустя несколько недель после расстрела в Юхнове протоиерея Павла Заболотского
и священника Капитона Сергиевского уездная ЧК через местную газету обратилась
к населению со специальным обращением, в котором говорилось:
Однако, несмотря на строгие предупреждения, место расстрела юхновских
священников продолжало почитаться верующими.
Старожилы Юхнова свидетельствуют о том, что даже в 19301940-е гг. верующие
приводили своих детей к этому месту и говорили, что здесь покоится невинно
убиенный протоиерей Павел
По данным [Д1] реабилитирован в 1991г. по действию Закона от 18/X-1991г.
1 |
2 |
Ианнуарий (Недачин), игумен. Священнослужители Смоленской епархии, пострадавшие в 1918 году: Диссертация на соискание ученой степени канд. богословия. Сергиев Посад. Моск.духовная академия, 2012. Машинопись. С.14,6061,6566,180200,293,315,372,374,412413,434,445,450,469. |
3 |
1.Архив УФСБ по Смоленской обл. Д.3575-С. |