По данным [Д3] родился в 1876г. Родился в семье Зернова Алексея Семеновича диакона церкви Иоанна Предтечи у Крестовой заставы (позже диакон церкви Знамения в Переяславской слободе). Мать Любовь Петровна. У Семена был брат Николай, сестра София (1875г.р.) и сестра Екатерина
Родстводуховное училище |
Московская Духовная Семинария |
Спустя год поступил в Московскую Духовную академию, где и принял монашеский постриг
Московская Духовная Академия |
Завершив учебу в академии со степенью кандидата богословия, указом Святейшего Синода от 12 августа 1902г. был назначен в Черниговскую Духовную Семинарию в качестве преподавателя сектоведения
В Чернигове читал семинаристам лекции по обличительному богословию, истории русского раскола и местных сект. Наряду с преподавательской деятельностью иеромонах Евгений в период с 1902 по 1906 год был активным членом местного Братства во имя св.Михаила, князя Черниговского. В течение 19021904 годов он являлся зав. библиотекой-читальней, руководителем и организатором религиозно- нравственных чтений для простого народа, проходивших в здании Братства св.Михаила. Результатом изучения сектантства явился особый доклад "О состоянии раскола и сектантства и о мерах борьбы с ними", иеромонах Евгений удостоился благодарности епархиального начальства
15 марта 1906г. последовал Указ Св.Синода о назначении Евгения ректором Иркутской духовной семинарии с возведением его в сан архимандрита в городе Чернигове, что и было исполнено
Принял пост ректора в момент, когда в Семинарии царило крайнее раздражение воспитанников против своего начальства. В короткое время сумел привести в порядок расстроенное смутой 1905г. учебное заведение, заслужив общую любовь и доверие, действуя без всякого применения репрессивных мер. Имел замечательный дар проповедника, поэтому проводимые им внебогослужебные собеседования по воскресным дням в семинарской церкви охотно посещали и учащиеся Семинарии, и иркутская интеллигенция, и простой народ. Будучи ректором семинарии, архимандрит исполнял и возложенные на него на основании указа от 20 августа 1907г. обязанности председателя Епархиального Училищного Совета. В его ведении находились все епархиальные духовные заведения и церковно- приходские школы. Он являлся членом Миссионерского комитета, Географического общества, Братства во имя св.Иннокентия и редактором "Епархиальных ведомостей". В 1909г. был членом комиссии по освидетельствованию останков свт.Софрония Иркутского. В 1910г. на Иркутском миссионерском съезде сделал доклад о постановке миссионерских предметов в Духовных Семинариях. Все положения, высказанные им в этом докладе, были единогласно приняты участниками съезда. По воспоминаниям родственников о.Евгений "был абсолютно не злой человек, достаточно веселый, с чувством юмора"
Уже 11 июня 1914г. викарного епископа Евгения назначили на самостоятельную кафедру епископом Приамурским и Благовещенским [16]
Благовещенская епархияБудучи в Благовещенске, приютил свою сестру Софию с тремя младшими детьми после ареста ее мужа священника Михаила Сергеевича Соколова
По данным [Д3], [Зв1 (ответ на запрос в ЦА ФСБ)] был арестован 29.08.1923г. По данным [1],[8] был арестован в ночь под Успение после всенощной в Благовещенском кафедральном соборе 28.08.1923г. и заключен в тюрьму. По данным [3,15] был арестован 27.08.1923г.
Арест епископа вызвал массовый протест верующих, которые уже наутро, когда пастыря не оказалось за литургией, собрались у здания ОГПУ, требуя предъявить им Владыку, чтобы удостовериться, что он жив. В ответ на это власти разогнали толпу, вызвав пожарную команду, которая обливала протестующих людей водой. Епископа перевели в городскую тюрьму из здания ОГПУ, а в городе арестовали 54 человека, преимущественно женщин, из которых уже никто не вернулся домой. Пока он содержался в тюрьме, по городу ежедневно разъезжала телега с надписью: "В тюрьму для епископа хлеб". Пищи набралось такое количество, что Владыка кормил чуть ли не всех заключенных. Кое-как как усыпив бдительность народа, следившего за тюрьмой и железнодорожной станцией, большевики вывезли архиерея в Читу, а оттуда потом в Москву, где он был временно освобожден
Чита, Дом лишения свободыВ Москве обычно привезенных архиереев выпускали на некоторое время на свободу
21 мая 1924г. Постановлением Св.Патриарха и Св.Синода от 21 мая 1924г. архиепископ Евгений был включен в состав членов Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне. При этом за непризнание им политики обновленцев он уже снова находился в заключении
Был выбран старшим Соловецким архиереем. В июле 1926г. принимал активное участие в составлении "Соловецкого послания" (обращения к правительству СССР православных епископов из Соловецких островов). Позднее он поддержал июльскую Декларацию 1927г. митрополита Сергия (Страгородского) и осудил действия епископа Димитрия (Любимова). Владыка был строгий постник и, невзирая на условия лагерной жизни, никогда не вкушал мяса, а также рыбы, если она предлагалась в неположенное время
Из Соловков был отправлен в ссылку в Зырянский край. По сведениям [15] был осужден к ссылке в Зырянский край в 1927г.
Ради церковного единства поддержал "Декларацию" митрополита Сергия (Страгородского) и осудил действия епископа Димитрия (Любимова)
По отбытии срока наказания был лишен права проживания в городах: Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, означенных округах и Дальне-Восточном крае с прикреплением к определенному месту жительства
13 августа 1930г. был назначен архиепископом Белгородским (назначение отменено)
27.01./09.02.1931г. Указом митрополита Сергия (Страгородского) за номером 2126 назначен архиепископом Котельническим и временно управляющим Вятской епархии, встретившись с митрополитом Сергием в Москве. 30.03/12.04.1931г. служил литургию в Москве вместе с митрополитом Сергием (Страгородским) уже как архиепископ Котельнический [ЖМП. 1931. N 2. С.7.]. 3 апреля 1931г., будучи архиепископом Котельническим, в.у. Вятской епархией, владыка Евгений был награжден правом ношения креста на клобуке, о чем было сообщено в Журнале Московской Патриархии [ЖМП. 1931. N 5.]. В том же качестве архиепископа Котельнического, в.у. Вятской епархией, он указан в ЖМП на октябрь 1932г. [ЖМП. 1932. N 1112.]
Вятская епархияС февраля 1933г. до 03/16.05.1934г. архиепископ Вятский и Слободской [ЖМП. 1933. N 1415.]. В июне 1932г. подал прошение на имя митр.Сергия о предоставлении ему отпуска для лечения. 13 июня 1932г. Указом м.Сергия и Синода за номером 1178 Владыке предоставлен двухмесячный отпуск. В марте 1933г. в ЖМП указан как архиепископ Вятский и Слободской [ЖМП. 1933. N 1415.]
3/16 мая 1934г. был назначен на Горьковскую (Нижегородскую) кафедру с возведением в сан митрополита. По своему внешнему виду Преосвященный Евгений был очень заметным человеком, несмотря на годы, проведнные им в заключении и ссылке: высокого роста, с выразительными ярко-серыми глазами и седыми волосами. Когда он шел по городу, все невольно обращали на него внимание: люди останавливались и просили благословения. Богослужения Владыки в Нижнем Новгороде отличались величием, покоем и благоговением. Он обладал притягательной силой истинной духовной власти и пользовался огромным авторитетом у православных нижегородцев
В течение всего года, что митрополит был на Горьковской кафедре, он реально управлял делами и служил в храмах епархии [17]
В 1935г. после Пасхальной службы, совпавшей с празднованием 1 мая, когда митрополит Евгений собрался домой, ему стали предлагать задержаться, пока пройдут участники демонстрации. "Что нам бояться, ответил Владыка, надо Бога бояться". И поехал домой по улицам в клобуке. Вскоре, 20.04/03.05.1935г., он был арестован. Вместе с Владыкой по данному делу были арестованы прот.Николай Македонский (настоятель Крестовоздвиженского храма); свящ.Петр Новосельский член епарх. Совета; известный проповедник и миссионер, бывш. настоятель Ильинской церкви Василий Адаменко; прот.Петр Добротворский, настоятель Спасо-Преображенского храма; священник Александр Лебедев. По сведениям [16] владыка Евгений был арестован на основании доноса одного из клириков.
5 мая Преосвященному Евгению было предъявлено обвинение в том,
что, "будучи митрополитом Горьковского края, использовал церковный амвон в к/р
целях, произнося в ряде церквей г.Горького проповеди а/с содержания в целях
внедрения в массу к/р идей. За неимением конкретных доказательств 9 июля 1935г.
было возбуждено дело "в связи с наличием признаков организованной к/р деятельности
и руководства со стороны Зернова Евгения".
Согласно протоколу допроса, на это обвинение Владыка Евгений отвечал:
22.10/04.11.1935г. решением ОСО он был приговорен к 3 годам ИТЛ
В лагере занимался заготовкой льда, затем прополкой на аграрном отделении
лагеря (на "дальнем стане"). Из архивного дела: "Качество работы хорошее, норму
выполняет на 100 процентов, очень добросовестный, исполнительный".
Затем был на общих работах, после чего был назначен в канцелярию Бидаикского
отделения учетчиком и статистиком. Отбывая наказание, Владыка по-прежнему оставался
проповедником Слова Божьего и духовным пастырем (уже для заключенных)
Был арестован в лагере "за организованную а/с деятельность в местах заключения"
Из следственного дела: "Зернов, восхваляя положение крестьянства при царской
власти, гнусно клеветал на колхозное строительство. Клеветал на
Конституцию СССР. Для к/р агитации в письмах подписывался "митрополит",
чем находящимся на воле знакомым о себе говорил, что он на звание митрополита
якобы имеет право и находясь в лагере".
Из обвинительного заключения:
В многочисленных обвинениях, предъявляемых ему, Владыка Евгений никогда не
признавал себя виновным.
По делу, кроме митрополита Евгения (Зернова), проходили: игумен Николай (Ащепьев),
игумен Евгений (Выжва), иеромонах Пахомий (Ионов), священник о.Стефан Крейдич
Все они были приговорены к расстрелу, и приговор был приведен в исполнение
Место погребения неизвестно. В 1981г. РПЦЗ причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
1.Внучатая племянница Соколова Нина Евгеньевна |
2.Исследователь Королева В.В. |
Использованы материалы Д.2094 Центра Правовой Статистики и Информации при Прокуроре Карагандинской обл.
3. Зимина Нина Павловна, церковный историк |
Использованы материалы: