Родился 23 мая/5 июня 1888г. Из крестьянской семьи. Был старшим сыном в семье Ивана Павловича и Варвары Павловны Игошкиных. Иван был крещен на второй день после рождения в Христо-Рождественской церкви с.Сыреcево, что в 4-х верстах от их деревни, крещение совершал священник Александр Иванович и диакон Иван Александрович Фортунатовы. Крещен был в честь св.блаженного Иоанна Власатого Милостивого. Родители Ивана отличались богобоязненностью, простотой и особенной кротостью нрава, воспитывали сына в заветах строгого благочестия. Они трудились на земле, которая главным образом и доставляла им пропитание. С детства Иван сроднился с нуждой, ознакомился с тяжелым трудом, помогая своему отцу в полевых и других работах. Иоанн был старшим сыном в семье. Когда он подрос, его отдали учиться грамоте. Родители смотрели на обучение грамоте как на дело священное: грамота давала ключ к чтению и уразумению Божественных писаний
Родство Фотографиидвухклассное духовное училище в с.Русский Качим |
Иван ходил на учебу 10 км в с.Русский Качим, именно там находилось двухклассное духовное училище. По дороге всегда напевал псалмы, выученные им наизусть. Иван полюбил храм Божий, часто посещал его, а дома все свободное время посвящал чтению духовных книг и молитве. Особенно он любил молиться по ночам, стараясь,чтобы никто из домашних его не видел. Его учителями были известные церковнослужители и просветители: протоиерей Петр Степанович Мироносицкий и его сыновья Порфирий и Алексей. Благоразумный с отрочества, Иван совершенно уклонялся от шуток, смеха, только тихая улыбка появлялась на его лице. Но чаще он был серьезен, на глазах отрока нередко были слезы, свидетели сердечного умиления. Он соблюдал посты. Всегда тихий и молчаливый, он избегал пустословия. Был кроток и смирен, со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался, порой принимая незаслуженные обиды. С годами его ревность о благочестии возрастала. Закончив учебу в духовном училище, он ушел в Жадовскую монашескую пустынь
В то время настоятелем Жадовской пустыни был архимандрит Макарий.
Из характеристики на Иоанна Игошкина:
В 1909г. послушника Иоанна призвали на военную службу в Царскую армию. Он служил в Ковенской крепостной артиллерии в военном соборе до конца марта 1913г. В 1913г. он вернулся в родную деревню Самодуровку
Пензенская губ., Городищенский у., Шучуровская вол., с.Сыреcево, храм Рождества БогородицыИван продолжал заниматься вместе с родителями крестьянским трудом и одновременно служил псаломщиком в храме Рождества Богородицы, где был крещен. В 1914г. с началом Первой мировой войны он был снова призван в действующую армию
По долгу службы Иоанн вместе с военным священником часто выезжал на фронт. Там они с батюшкой служили Божественные Литургии, молебны и совершали отпевание и погребение погибших воинов. Бывали случаи, когда попадали под обстрелы. В конце 1917г. Иван Игошкин был демобилизован по болезни и вернулся к родителям в д.Самодуровку
Пензенская губ., Городищенский у., Шучуровская вол., с.Сыреcево, храм Рождества БогородицыВернувшись в родное село, он помогал родителям вести хозяйство и продолжал исполнять должность псаломщика в с.Сыреcево. В семье его родителей к тому времени было четверо детей. У Ивана были младшие братья и сестры: Григорий, Пелагея и самый младший Афанасий. В 1921г., в связи с гонениями на крестьян в деревне, трое братьев Игошкиных были вынуждены навсегда покинуть родные места и уехать в г.Покровск (ныне г.Энгельс Саратовской обл.)
25 марта/7 апреля 1922г. в праздник Благовещения, он был рукоположен во иерея
В 1922г. архиепископа Тихона (Оболенского) перевели в Москву, и он взял с собой о.Иоанна
Москва, Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия, Покровский храмО.Иоанн был назначен в Покровский храм обители вторым священником. Настоятелем
храма и духовником сестер обители был о.Митрофан Сребрянский (впоследствии архимандрит
Сергий). Он стал для о.Иоанна наставником и духовником, образцом пастырского служения,
у которого он многому научился.
Поучительные проповеди о.Иоанна проникали до глубины сердец верующих. Часто во
время проповедей на его глазах были видны слезы, а за ним плакали и богомольцы.
О.Иоанн отличался необыкновенным смирением. Он никогда никого не осуждал,
приходящих к нему наставлял в духе кроткого перенесения скорбей, в чем сам был
примером. Был мягок и внимателен к ближним, находил путь к каждому сердцу.
О.Иоанн обладал красивым голосом и был музыкально одаренным человеком, хорошо
играл на скрипке. Вечерами, когда бывали свободные минуты, садился за фисгармонию
и играл духовную музыку.
Многие верующие старались исповедоваться у о.Иоанна. О.Иоанн, часто со слезами,
умолял Бога, чтобы Он послал благодать покаяния согрешившим. Исповедуя, батюшка
не давал особых молитвенных правил, не налагал епитимий, но умел дать почувствовать
человеку, что необходимо изменить жизнь, возненавидеть грех и во всем следовать
Воле Божией.
Господь даровал о.Иоанну великое знание души человеческой. О.Иоанн оказывал огромное и
удивительное влияние на людей, общавшихся с ним, поражал глубиной провидения,
дарованного ему Богом.
За время службы в Марфо-Мариинской обители за усердное служение Святой Православной
Церкви о.Иоанн неоднократно награждался правящим архиереем.
Духовником о.Иоанна в то время был митрополит Тихон (Оболенский), который часто
служил в Покровском храме.
После кончины св.Патриарха Тихона о.Иоанн признал митрополита Сергия (Страгородского)
как местоблюстителя патриаршего престола, считая необходимой централизованную
власть в Церкви. Он говорил по этому поводу:
Сам о.Иоанн считал себя "тихоновцем"; при этом в его личном архиве сохранилась
справка о том, что он "находится в общении с Заместителем Патриаршего местоблюстителя
митрополитом Сергием и в священнослужении не запрещен", подписанная архиепископом
Питиримом (Крыловым).
19 февраля 1926г. Марфо-Мариинская обитель была закрыта, старших сестер отправили в
ссылку в Киргизию, а всем остальным, которых было около 100 человек, предписали
в течение суток покинуть обитель и Москву.
Обитель была ликвидирована, а Покровская церковь была объявлена приходской и
просуществовала еще два с половиной года до ее окончательного закрытия
(26 июня 5 сентября 1928г.).
Перед закрытием храма безбожники выносили из церкви святые иконы в дорогих ризах
с камнями, ризы снимали, а иконы кололи и сжигали. Впоследствии о.Иоанн не мог
без слез и боли в сердце рассказывать об этом. Священникам все же удалось
вынести из храма и спрятать некоторые святыни.
После закрытия Покровской церкви о.Иоанн вместе с последним настоятелем
Покровской церкви о.Вениамином Воронцовым (впоследствии митрополит Ленинградский и
Ладожский Елевферий) перешли служить в храм свт.Николая в Пыжах, который располагался
недалеко от Марфо-Мариинской обители
Был пострижен в честь Архангела Гавриила. Иеромонах Гавриил, и до пострига живший по-монашески, еще более усилил свои молитвы, пост и трезвение
В эти смутные времена о.Гавриил понимал, что верующих следует оградить от
всяких ересей и расколов, которые раздирали Церковь по частям, помнил свои
обязанности перед Господом за вверенные ему души. Он всегда говорил:
Любвеобильный о.Гавриил приходил к своим болящим чадам и при необходимости
соборовал, исповедовал, причащал Святых Христовых Таин.
Молитва о.Гавриила имела большую силу пред Господом. Известны случаи внезапного
исцелении безнадежно больных по его молитвам. Иногда исцеление происходило
после причащения больного в бессознательном состоянии, когда о.Гавриил читал
над ним исповедание грехов его с молитвой вернуть его к жизни, чтобы он сам
своими устами исповедовал бы все свои грехи
Был рукоположен в сан игумена в Великий праздник Преображения Господня во время Божественной Литургии
В делах помощи ссыльному духовенству активной помощницей о.Гавриила была прихожанка храма Татьяна Николаевна Гримблит
По данным [3] был арестован 16 апреля 1931г.
Был арестован и проходил по одному делу вместе с Татьяной Николаевной
Гримблит. Всего по делу проходило 39 человек.
На следствии показал:
О.Гавриила подвергали многим изнурительным допросам. Впоследствии сам
он в своей книге "О загробной жизни" вспоминал об этом:
О.Иоанну обещали свободу, если он откажется от священнического сана, избивали
на допросах, но он был непоколебим.
Виновным себя не признал.
О.Гавриил и Татьяна Николаевна Гримблит были осуждены на 3 года концлагерей
Находился в лагере на лесоповале. Труд был невыносимо тяжел, сильный мороз,
порывистый ветер были страшны кое-как одетым узникам. О.Гавриил, совершая свою
работу, беспрерывно повторял Иисусову молитву.
Заключенные были обречены на смерть от холода и истощения. Часто обед отбирали
уголовники. После ужина после вечерней поверки в короткие часы отдыха заключенные
расходились по своим баракам, вели разговоры и споры о науке, религии, читали стихи...
О.Гавриил в спорах не участвовал, был со всеми ровен и доброжелателен. Когда
видел, что разговор переходил в перебранку, отходил к своему лежаку и начинал
про себя молиться. Порой в молитве проходила вся ночь, а утром, полным сил, он
шел на работу.
Из воспоминаний о.Гавриила:
Другими священнослужителями, с которыми о.Гавриил находился в лагере, были
епископ Омский Антоний (Миловидов), протоиерей о.Глеб Коптягин, о.Нектарий
Григорьев (впоследствии митрополит).
В лагере к о.Гавриилу тянулись многие, видя его необычное отношение
ко всем без исключения людям, сердечность, доброту, постоянно оказываемую им помощь,
а также культуру и деликатность. Интеллигенция к о.Гавриилу относилась с уважением.
От общения с о.Гавриилом многим становилось легче; трудности, тоска, лагерный гнет
казались не такими невыносимыми. Он лечил больных, отдавал последний кусок
черного хлеба из своего пайка, молился за них.
У о.Гавриила в лагере были духовные чада. Некоторых он исповедовал перед кончиной.
Иные перед смертью не имели веры и мужества покаяться, в страшных
мучениях звали батюшку и просили: "Батя, возьми мои руки, держи их в своих
руках, мне так легче" и так умирали. А о.Гавриил в это время о них молился.
Своей добротой, теплым ласковым словом о.Гавриил многим согревал душу, был ли
то неверующий коммунист, уголовник или какой-нибудь другой заключенный.
Благодаря о.Гавриилу уголовники и политические были друзьями, в их бараке
царил мир и покой.
Пробыв в Красновишерском лагере больше года, о.Гавриил совсем ослаб. Однажды он
не успел отбежать в сторону, и бревно упало и придавило ему ноги. О.Гавриил
горячо благодарил Господа, что Он сохранил ему жизнь. Общая слабость и боли
в ногах не позволяли ему работать.
29 июня 1932г. о.Гавриил был по состоянию здоровья освобожден досрочно и
выслан в г.Ростов под наблюдение местного отдела ОГПУ
В ссылке о.Гавриилу разрешили служить в храме, и правящий архиерей Ярославской епархии назначил о.Гавриила настоятелем церкви Николы на Воржицах
Через полтора месяца о.Гавриил был отправлен в ссылку в г.Владимир для окончания срока
В ссылке во Владимире ОГПУ также разрешило о.Гавриилу служить в церкви. 1 сентября 1933г. о.Гавриил был назначен настоятелем церкви св.мч.Никиты. Церковь часто называлась Предтеченской в честь главного престола. Храм был трехэтажным: внизу престол во имя свв.Космы и Дамиана, в среднем этаже св.Иоанна Предтечи, а наверху во имя св.мч.Никиты Во Владимире о.Гавриил прослужил в церкви св.мч.Никиты до окончания срока ссылки
Во Владимирской ссылке он ежедневно отмечался в ОГПУ. 31 декабря 1933г. срок ссылки окончился, о.Гавриил был освобожден и вернулся в Москву
После возвращения из ссылки был назначен настоятелем храма свт.Николая в Пыжах
17 июня 1934г. во время Божественной Литургии архиепископом Питиримом (Крыловым) был возведен в сан архимандрита и удостоен права ношения второго креста
О.Гавриил получил от Бога многие духовные дарования дар исцеления по его
молитве к Господу, дар изгнания бесов, дар прозорливости и многое другое.
Он всегда старался скрыть свои подвиги и духовные дарования. Исцеленным больным
он строго запрещал говорить о полученном исцелении. Он всегда говорил, что
исцеляет людей Господь, а он лишь Его служитель, и его дело возносить к Нему
молитву.
Впоследствии несколько случаев из своей жизни он сам описал в книге "О загробной жизни".
В июле 1934г. храм свт.Николая в Пыжах захватили обновленцы.
О.Гавриил остался верен Православию, не принимая обновленчества и считая его
новой ересью. В связи с этим он вынужден был перейти служить в храм Воскресения
Христова в Кадашах. Своих духовных чад и прихожан о.Гавриил не благословил
ходить в храмы, где служили обновленцы
Был арестован в праздник Преображения Господня во время богослужения вместе с девятью священниками по обвинению в участии в к/р церковно-монархического общества Семеновского кладбища; Обвинен был также в том, что занимался тайным пострижением в монашество
Подорванное за годы заключения здоровье дало о себе знать, о.Гавриила перевели на более легкий труд. В ходе следствия его "участие в к/р церковно-монархической организации" не подтвердилось, и 3 октября 1934г. он был освобожден за недоказанностью вины, а уголовное дело закрыто
Вскоре (в 1934г.) храм был закрыт, и о.Гавриил был переведен в Московскую обл.
Московская о., Пушкинский р., с.Звягино, Покровская церковьСреди прихожан московских храмов о.Гавриил пользовался большим авторитетом, и многие, несмотря на расстояние, стали ездить в Звягино. О.Гавриил находил путь к каждому сердцу, ему были чужды равнодушие и осуждение. После службы в храме, а то и дома, он проводил духовные беседы, разъясняя Священное Писание. Рассказывал о скорбях и бедах Церкви, но говорил, что "всякая власть от Бога. О.Гавриил со своими духовными чадами тайно вел сбор пожертвований для отправки в лагеря и в ссылки репрессированным священникам, о чем свидетельствуют квитанции на отправку денежных переводов, найденные при обыске квартиры после его ареста. В октябре 1936г. местные комсомольцы совершили поджог Покровской церкви, и о.Гавриила перевели в храм Сошествия Святого Духа г.Пушкино
Московская о., г.Пушкино, Духосошественская церковьСлужил в г.Пушкино, а проживал в Сергиевом Посаде (тогда Загорске)
Снимал квартиру у верующих людей
О.Гавриил был арестован во время богослужения в праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. Вместе с ним были арестованы 8 священников и монахов. При обыске на квартире архимандрита были найдены квитанции денежных переводов на 500 рублей, переписка на 10 листах, исповедь на 8 листах, тетради с рукописями и два адреса прихожан, которые являлись его духовными чадами
Был осужден по делу "монархической церковной группировки".
Подвергался многочисленным допросам.
На допросах о.Гавриила спрашивали об о.Вениамине Воронцове,
с которым он вместе служил в Марфо-Мариинской обители, о других священниках, о
великой княгине Елизавете Федоровне. На все вопросы он отвечал: "Ничего не
знаю. Общаюсь только с теми людьми, с которыми служу в настоящее время в храме".
Он никого не предал, давал короткие ответы.
На допросы приглашались его духовные чада и прихожане, но все они говорили о
батюшке как об уважаемом пастыре, которого они почитали за старца и великого
молитвенника.
В день Праздника Рождества Христова 7 января 1937г. о.Гавриилу предъявили обвинение.
20 января 1937г. был вынесен приговор 5 лет ИТЛ.
Спустя год после осуждения о.Гавриила, был приговорен к расстрелу и
27 февраля 1938г. расстрелян его младший брат Афанасий, работавший председателем
церковно-приходского совета Вознесенской церкви г.Энгельса
Содержался в изоляторе во время следствия до отправки этапом в пос.Чибью (ныне г.Ухта) в распоряжение начальника управления Ухтпечлага
Коми АО, пос.Чибью (ныне г.Ухта), УхтпечлагКак вспоминал о.Гавриил, до лагеря добирались очень долго. Стояли сильные морозы с
пронизывающими ветрами. Когда наконец, голодные и промерзшие, вошли в барак, на
ногах уже не стояли...
С работы возвращались усталые и промерзшие. Кормили очень плохо. Вначале кружилась
голова, знобило от холода и голода, сбивались мысли, но немного отдохнув и полежав
на нарах, о.Гавриил начинал читать вечерню, утреню, акафисты Спасителю, Божией Матери,
которые он знал наизусть. Почти всю ночь молился, поминал своих духовных чад, а также
заключенных в своем бараке. Поминал всех усопших, имена которых сохранила память,
а утром вставал бодрым и полным сил.
Из воспоминаний о.Гавриила (приведенных в его книге "Толкование Апокалипсиса"):
О.Гавриил понимал, что это сделано соседом по диавольскому наущению, и поэтому
не стал держать на него обиду, а только молился.
Из воспоминаний о.Гавриила о празднике Святой Пасхи, проведенной в лагере:
После освобождения работал в этом же лагере до октября 1942г. Затем выехал в г.Кузнецк Пензенской обл. к своей сестре Пелагее
Пензенская о., г.КузнецкОколо месяца о.Гавриил жил у своей сестры Пелагеи. В свои 54 года, он, больной и измученный в лагерях, не имел своего угла. Пожив у сестры, решил идти пешком в г.Ульяновск, чтобы получить назначение на службу. Именно в Ульяновск была эвакуирована Московская Патриархия. По пути в Ульяновск о.Гавриил навестил в Сызрани своего солагерника о.Петра Листопадова, который только что вернулся из концлагеря, и они вместе продолжили путь. По дороге они зашли к известному в то время блаженному старцу Василию Струеву, проживавшему в с.Копышовка Тагайского (Майнского) района, чтобы получить из его уст благословение, где и как жить. В службе им обоим было отказано, и о.Петр вернулся в Сызрань, а о.Гавриил очень сильно заболел, и старец Василий благословил его пожить в двух километрах от него в Базарном Урене
Ульяновская о., с.Базарный УреньЖил в Базарном Урене у престарелых сестер Матрены и Анны Беляковых, не побоявшихся принять в дом старца, "врага народа", отбывшего два лагерных срока. Вот каким запомнили архимандрита Гавриила жители этой деревни в лютом январе 1943г.: одет в длинный кафтан, на ногах резиновые галоши на шерстяной носок, завязанные веревкой, как лапти. Старые женщины, приютив его у себя, создали о.Гавриилу покой и уют. За ним со стороны властей был установлен строгий надзор, но несмотря на это, к нему стало обращаться много верующих людей. О.Гавриил тайно совершал Божественную литургию, исповедовал, причащал, совершал различные требы. Шла война, людям как никогда, были необходимы святые молитвы о.Гавриила за родных и близких, воевавших и погибших на фронтах. Жители Базарного Уреня вспоминают, как он предсказал, что победу над фашистами одержат именно 9 мая 1945г. О.Гавриил частенько бывал у старца Василия в Копышовке. Они подолгу вели духовные беседы, бывало, служил у него дома литургию при большом числе верующих, причащал старца и всех желающих. Его исповеди вызывали у людей слезы. Говорил проповеди, в которых часто приводил пример апостолов Петра и Павла как они согрешили перед Господом и как принесли покаяние. Батюшка сказал однажды: "Я рад, что живя здесь, успел сказать 33 проповеди". Везде он старался выполнять свой пастырский долг, окормляя верующих. Церкви в округе почти все были закрыты. Живя в Базарном Урене, о.Гавриил в первую среду Петрова поста организовал паломничество на могилу местно-почитаемого святого, блаженного Василия, которая находилась на опушке леса в 18 верстах от города. В этот день при большом стечении верующих в очередной раз были отслужены Божественная Литургия, панихида, полный парастас. Многие верующие желали причаститься, причастников было около 300 человек. Об этом дне о.Гавриил рассказал впоследствии в своей повести "Василий Блаженный". В мае 1946г. о.Гавриил обратился с прошением о принятии в клир к епископу Ульяновскому и Мелекесскому Софронию (Иванцову), которым и был назначен настоятелем в храм г.Ульяновска
После назначения к о.Гавриилу стали приезжать верующие Базарного Уреня и близлежащих деревень, которые к нему ходили ранее тайно. О.Гавриилу была присуща любовь к богослужению, благоговейная строгость в исполнении церковного устава. Божественную литургию он совершал с особым духовным подъемом, со слезами молясь за прихожан. Неотъемлемой частью богослужения у него была проповедь. Поучения его были глубоки по смыслу и вместе с тем доступны пониманию всех молящихся. Власти, видя, каким он стал пользоваться авторитетом и уважением, решили отказать ему в прописке как "врагу народа", и он был переведен настоятелем Никольской церкви г.Мелекесс
Ульяновская о., г.Мелекесс (ныне Димитровград), церковь свт.НиколаяС началом служения о.Гавриила духовная жизнь прихожан оживилась.
После служб в воскресные и праздничные дни, по благословению епископа
Ульяновского и Мелекесского Серафима (Шарапова) стали проводиться духовные беседы,
на которых толковались прочитанные во время литургии главы из Евангелия, изучались
молитвы. В церковь стало ходить много молодежи и детей, которых батюшка называл
"духовными цветами общества и Церкви".
Из воспоминаний духовной дочери о.Гавриила Марии Гоголевой:
О.Гавриил, просвещенный Благодатью Божией, находил путь к каждому сердцу.
Он терпеливо выслушивал человека, стараясь войти во все его скорби и нужды,
и только после этого подавал советы, руководствуясь при этом Священным Писанием,
правилами Священных Соборов, писаниями святых отцов.
Господь дал ему дар прозрения, по его молитвам происходили исцеления.
О.Гавриил был скромным, кротким, смиренным человеком.
Добрый и снисходительный к другим, он был необычайно строг к себе.
Он вел аскетическую подвижническую жизнь, тайно носил вериги, имел всецелое
послушание своим архипастырям и искренне любил их.
Из его послужного списка:
В 19461947гг. о.Гавриил посетил своего любимого наставника и духовника
по Марфо-Мариинской обители архимандрита Сергия (Сребрянского), который находился
в ссылке в с.Владычня Тверской обл. Это была их последняя встреча в земной жизни.
(Архимандрит Сергий умер в 1948г.)
О.Гавриил был строг по отношению к церковному причту церковному старосте,
председателю ревизионной комиссии и т.п., не терпел пьянства и безнравственности.
Не всем это нравилось. В Патриархию уполномоченному по делам религий стали
поступать клеветнические письма на о.Гавриила от членов приходского совета,
от регента хора и т.д., которым неоднократно настоятель делал замечания.
Батюшка сам обращался к архиерею с просьбой о переводе, но получил отказ
В г.Мелекессе о.Гавриил купил себе небольшой домик благодаря денежной помощи брата Григория, который проживал в Москве, работая на заводе
О.Гавриил был арестован во время богослужения (после очередного доноса). Донос был лишь поводом для ареста, на самом деле сотрудники ГБ выполняли директиву МГБ от 26 октября 1948г. о том, что все священники, отбывшие срок заключения, должны быть снова арестованы и сосланы пожизненно. Прихожане тяжело переживали расставание с о.Гавриилом, все плакали. Когда его вывели из церкви, арестовавшие остановили проезжающую машину с углем и посадили батюшку на нее, чтобы довезти до отдела милиции. Многие из прихожан бежали за машиной со слезами, чтобы получить благословение и попрощаться. Когда машина подъехала к милиции, о.Гавриила было не узнать: он был весь черный от угольной пыли
Под следствием о.Гавриил был семь месяцев.
Из материалов дела:
Под следствием о.Гавриил находился в течение семи месяцев.
Мучительные допросы начинались в 11 часов вечера и продолжались до 23 часов ночи.
Как писал позже сам батюшка, "один из следователей вел себя просто по-зверски:
когда допрашивал, всячески ругался, унижал, иногда даже бил".
Но батюшка на всех допросах, на суде и в жалобах
в Верховный суд РСФСР не признавал себя виновным в антисоветской пропаганде:
Относительно "игнорирования науки" архимандрит сказал:
29 декабря 1949г. Областной суд приговорил о.Гавриила к 10 годам ИТЛ.
Этот приговор был подтвержден определением Судебной Коллегии по уголовным делам
Верховного Суда РСФСР от 23 февраля 1950г.
Вскоре был переведен во внутреннюю тюрьму МГБ, под более строгий надзор.
Ульяновск, внутренняя тюрьма управления МГБ Ульяновской обл.После вынесения приговора о.Гавриил был отправлен для отбытия срока в исправительно-трудовую колонию (ИТК) для инвалидов на ст.Поливаново, что в 100 км от Ульяновска
Ульяновская о., ст.Поливаново, ИТК для инвалидовТюрьму о.Гавриил всегда называл "курортной лечебницей", где душа верующего
человека исцеляется терпением, смирением, перенесением скорбей и молитвой.
Известно, что в поливановской тюрьме о.Гавриил как старец и как священнослужитель
вел себя во всем безупречно. Терпеливо нес свой крест и других научал терпению,
ко всем относился с любовью и всех уважал, за что и все окружающие его ценили,
уважали и любили.
От своих духовных чад он получал много посылок и передач, которыми оделял всех
сокамерников.
Из воспоминаний его духовной дочери Марии Гоголевой:
Среди заключенных был убежденный атеист, который работал секретным сотрудником и
клеветал на всех, внушал заключенным, что для сохранения жизни нужно отречься
от Христа и держаться марксистских убеждений. Верующие возмущались его высказываниями,
но возражать ему боялись. Однако находились решительные люди, в том числе о.Гавриил,
которые, не страшась его доносов, безбоязненно вступали с ним в спор, за что
они впоследствии поплатились. Больше всего от этого человека пришлось поплатиться
о.Гавриилу. Доносчик ежедневной клеветой добился того, что старого, немощного
о.Гавриила, единственного из всего отделения ИТК, отправили этапом в товарном вагоне
в лютую январскую стужу в лагерь МВД СССР г.Мариинска
По прибытии в лагерь его поселили в барак, где содержались уголовники, рецидивисты,
которые, даже находясь в заключении, продолжали совершать преступления, в том числе
и убийства. Когда надзиратель вел о.Гавриила первый раз в камеру по длинному
коридору, батюшка несколько раз попросил отдохнуть одышка и сердечная боль
давали о себе знать. Надзиратель во время отдыха внимательно смотрел на
батюшку и думал, что в первую же ночь убьют его ведь без убийства не проходило
ни одной ночи. Когда открыли дверь камеры, батюшка вошел туда и возгласил: "Мир
вам!" Сказал, что он священник, попросил разрешения помолиться. Сначала сокамерники
возмутились, но потом как-то притихли и стали слушать молитву, в которой он поминал
всех страждущих и озлобленных. И вскоре все они почувствовали на себе благодать Божию.
С появлением о.Гавриила здесь уже не наблюдалось тяжких преступлений.
И в лагере о.Гавриил продолжал свое пастырское служение: вел беседы с
заключенными, исповедовал, отпевал умерших. Все это запрещалось лагерным
начальством и за нарушение полагался карцер, из которого можно было не выйти.
Поэтому богослужения и беседы на духовные темы проходили тайно.
В лагерь о.Гавриилу приходило много посылок от его духовных чад с продуктами,
которыми он оделял всех живущих вместе с ним. Делить продукты в камере доверяли
только о.Гавриилу, как старшему. Зачастую он отдавал свой кусок хлеба самым
истощенным, лечил обмороженных.
Несмотря на преклонный возраст и болезни, лагерное начальство назначало его на
тяжелые работы. В зоне во время работы старец выглядел усталым, изможденным,
но люди видели в нем необыкновенную силу духа, веры, любви и обращались к нему
за поддержкой.
Где бы ни пребывал батюшка, всюду царили мир и покой. В лагерном пункте его все
полюбили. За всех осужденных он молился. Даже некоторые из надзирателей приходили в
его барак, чтобы послушать наставления и беседы.
В Мариинском лагере о.Гавриил находился вместе с московским врачом Николаем
Алексеевичем Ладновым, который заботился о батюшке, как о родном отце, в заключении
учил его лекарствами, которые получал из Москвы в передачах и посылках. О.Гавриил
впоследствии говорил, что благодаря такой заботе тяжело больной, он выжил в лагере.
Своих прежних духовных чад он тоже не оставлял без пастырского попечения, присылая
в своих письмах наставления, проповеди, духовные труды, старался всячески поддержать
их, хотя сам находился в несравненно более тяжелом положении.
И впоследствии он никогда не жаловался на ужасы лагерной жизни, хотя провел
в лагерях в общей сложности 14 (17 с половиной?) лет. Только говорил:
Начальник лагеря относился к о.Гавриилу с большим уважением: когда у него
заболела жена, он обратился к батюшке с просьбой молиться за нее, пригласил
о.Гавриила домой. Он жил у начальника лагеря две недели, и по молитвам старца
жена получила полное исцеление, а раньше все лечение у врачей было бесполезным.
О.Гавриил обладал даром прозорливости.
Одна заключенная Ольга, работавшая в лагере на кухне, вспоминала, что пекла
на Пасху куличи для всех заключенных, а батюшка служил службу и благословлял их.
О.Гавриил был очень строг к себе показательно, что даже в трудные лагерные годы он
не нарушал постов.
Ольга любила повторять, что о.Гавриил из тюрьмы сделал тайный монастырь.
О.Гавриил предрек ей скорое освобождение
и то, что они еще увидятся. И действительно, Ольга была вскоре освобождена и
купила в Мелекессе дом на ул.Неверова, где батюшка жил впоследствии после освобождения.
После смерти И.В.Сталина в марте 1953г. была объявлена амнистия заключенным,
но о.Гавриил продолжал отбывать свой срок в лагере.
4 сентября 1953г. он написал жалобу в Верховный суд СССР, в которой
просил отменить постановление Ульяновского областного суда как незаконное и
построенное на клеветнических показаниях свидетелей. Как и прежде, он не признавал
своей вины. Его просьбу удовлетворили в октябре 1954г., притом за его досрочное
освобождение хлопотал и начальник лагеря, жена которого по молитвам батюшки
получила полное исцеление от тяжелой болезни.
23 октября 1954г. состоялось заседание Кемеровского облсуда, на котором было
вынесено постановление о досрочном освобождении о.Гавриила по болезни.
Он был освобожден, отбыв ровно половину срока, как ему было предсказано в пророческом сне
После освобождения о.Гавриил вернулся в Мелекесс с узелком в руках, в котором было Священное Писание и рукописи его духовных трудов. Дом его был конфискован. И он пошел в церковь, где несколько лет назад его арестовали. Многие боялись пригласить к себе батюшку после такого срока лагерей. Но нашлась добрая душа Евдокия Васильевна Ирдинкина, приютившая у себя о.Гавриила. до тех Дом Евдокии Васильевны превратился в домашнюю церковь. Перед иконами всегда горели лампады и свечи, ежедневно читалось молитвенное правило... О.Гавриил жил у Евдокии Васильевны до того момента, когда определением Судебной Коллегии Верховного суда РСФСР от 6 января 1055г. он был полностью реабилитирован и ему был возвращен его дом. В знак благодарности к Евдокии Васильевне и ее семье о.Гавриил пригласил их жить к себе, т.к. дом их стал совсем ветхим: "Будете за мной ухаживать, я человек больной, долго не проживу, а дом подпишу на вас"
Ульяновская о., г.Мелекесс, ул.Неверова, 4Как говорил сам о.Гавриил, он "вернулся после лагеря именно в Мелекесс молиться за своих врагов", строго следуя заповедям Божиим. После лагеря о.Гавриил не служил в храме было слабое здоровье. Церковные службы он старался не пропускать. У него было большое смирение, придя в храм, он стоял всегда у порога среди нищих. О.Гавриил подавал прошение Патриарху Алексию I благословить его в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь, но получил ответ, что "с этим вопросом следует обратиться непосредственно к правящему архиерею Одесской епархии", а те боялись в то время брать к себе священнослужителей, прошедших лагеря. Но по Воле Божией к о.Гавриилу стало обращаться еще больше верующих, о нем узнали во всей стране. По данным [3], священники из зависти запретили о.Гавриилу приходить в церковь. Он стал служить Божественную Литургию у себя дома. Многие духовные чада, узнав о возвращении батюшки, приезжали к нему со всех концов страны. Он обладал необыкновенной духовной благодатью, каждому преподавал свое духовное "лекарство". Многие шли к батюшке со своими бедами, радостями и болезнями, испрашивая совета, благословения, и все уходили от него с обретенным душевным покоем. О.Гавриил еще при жизни был украшен Богом даром прозорливости и исцелений. Этому имеется более 100 свидетельств. Пока было здоровье, несколько раз о.Гавриил бывал в Москве, посетил родные пензенские места. Везде к нему стекался народ, тогда уже многие считали его святым человеком. Он всех принимал и выслушивал с большой радостью. О.Гавриил не забывал своих родных и близких, проживавших в Пензенской обл. В г.Кузнецке жила его сестра Пелагея, а младший брат Григорий в Москве, но последние годы жизни батюшки сам часто приезжал в Мелекесс. О.Гавриил последний раз посетил родные пензенские места в июне 1956г. Гостил в Самодуровке у родственника Петра Ивановича Игошкина, глубоко верующего человека. Обойдя пешком родные места: села Сыресь (Сыресево), Самодуровку, Шугурово, Шкудим, Качим и др. он служил молебны, панихиды, совершал крещения, в домах родных совершал Божественную литургию, причащал Святых Христовых Таин. Последнюю в своей земной жизни панихиду о.Гавриил совершил на могиле своих родителей, которые похоронены около церкви Рождества Христова с.Сыресево, где сам был крещен. Последние годы батюшка стал заметно стареть, но, как и прежде, к нему шли люди. Перед его духовным взором открывалась душа человека. В лучах исходящей от него любви согревались сотни людей. Всех приходивших к нему он обязательно кормил, а приезжим находил место для ночлега в своем домике. Для этого были сделаны широкие лавки, которые ставились на ночь на свободное место, а днем убирались. О.Гавриилу была свойственна полная нестяжательность. Ни подаренные вещи, ни деньги долго у него не задерживались. Обычно он уже в течение того же дня передавал полученное нуждающимся, соразмеряя, кому что нужней, и сам уже никогда не вспоминал об этом. Несмотря на общение с огромным количеством пасомых, старец Гавриил не получал вреда от многочасовых бесед с ними и всегда пребывал невозмутимым, как бы неприступным для суетного мирского духа. Характерной чертой о.Гавриила было его огромное терпение. Он постоянно был на людях, выслушивая их скорби, нужды, беды, искушения и т.д., однако никогда ни взглядом, ни словом он не выказал и тени гнева, раздражения или неприязни. К нему шли как миряне, так и священники. В его записной книжке значились около 500 адресов, среди которых были митрополиты: Ленинградский И Ладожский Елевферий, Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), епископ, впоследствии митрополит, Мануил (Лемешевский), епископ Серафим (Шарапов) и др. Среди его духовных чад был о.Николай Кузьмин, по рекомендации о.Гавриила закончивший Духовную Семинарию, а затем и Академию; после смерти о.Гавриила он имел попечение о его духовных чадах в Мелекессе. О.Гавриил был не лишен писательского дара, после него осталось большое духовное наследство: проповеди, многочисленные письма, повести. Его творения многократно переписывались и стали достояниями многих людей
Телесные силы о.Гавриила все более слабели, состояние здоровья ухудшалось
и старец стал готовиться к переходу в Горний мир.
Душа о.Гавриила пребывала в непрестанной молитве и незлобии. Молился он не только днем,
но и ночью, непрерывно, не давая себе телесного покоя до самой смерти.
До последнего часа рядом с ним были его духовные чада Евдокия Васильевна, Мария
Андреевна и Ольга Андреевна.
За три дня до смерти о.Гавриил видел необыкновенный свет и в нем Господа, разговаривал
с Ним. Накануне дня смерти, в субботу 17 октября, он дома сам отслужил
Божественную Литургию, причастился. Вечером отслужил всенощную, потом вышел
немного погулять, но вернувшись, от ужина отказался. Лег, попросив почитать
акафист "Иисусу Сладчайшему". Слушал лежа, и вдруг стал говорить, что тяжело
дышать, попросил прочитать "Канон при разлучении души от тела",
а потом попросил помазать его священным елеем со Святой Афонской горы.
Стал прощаться со всеми, велел крестить его с головы до ног, потом начал
немного успокаиваться, показалось, что он уснет. Батюшка открыл глаза,
посмотрел на всех нас и потом их закрыл. Сначала думали, что он спит,
но пульс уже не бился.
Сразу пригласили протоиерея Илью Толокнова, который отслужил краткую литию по
новопреставленному о.Гавриилу.
Затем тело почившего помазали крестообразно освященным елеем, облекли в
священническое облачение и совершили панихиду. После этого было непрерывное чтение
Евангелия у гроба почившего.
20 октября состоялись похороны батюшки Гавриила при большом стечении духовенства
и мирян, преданных и любящих чад, приехавших из разных концов страны. Среди
многих священнослужителей тут был о.Иоанн Снычев, впоследствии митрополит
Санкт-Петербургский и Ладожский.
Гроб с телом батюшки несли на руках, из-за множества народа было остановлено
движение транспорта на улице. В Никольской церкви была отслужена Божественная
Литургия и совершено отпевание батюшки по монашескому и священническому чину.
После отпевания под колокольный звон гроб с телом батюшки был обнесен вокруг
храма и процессия направилась на городское кладбище, расположенное недалеко
от Никольской церкви, где он и был похоронен.
На его могиле был установлен большой деревянный крест.
Народное почитание его не прекращалось.
Еще при жизни о.Гавриил говорил своим духовным чадам:
На могилу приходило множество людей, обращаясь к почившему старцу за молитвенной
помощью и получали исцеление.
Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
1."О загробной жизни". |
2."Толкование Апокалипсиса". |
3."Беседа двух старцев". |