[back][up level][first][previous][next][last]
    Служение
      Иркутск, Крестовоздвиженская церковь 
      иерей 
      Должность настоятель, временно управляющий Иркутской епархией, член Временного епархиального совета при епископе Нижнетагильском Кирилле 
      Год начала 1921 
      Год окончания 1925 

      После освобождения о.Михаил вернулся к служению в Крестовоздвиженской церкви. Активно противодействовал обновленцам. В 1924г. решением духовенства Иркутской епархии он был направлен в Москву к Патриарху Тихону. Он поставил в известность Патриарха о положении дел в епархии во время отсутствия на кафедре православного архиерея, и о назначении правящего епископа. О.Михаил выразил твердое суждение иркутского православного духовенства и паствы, о том, что с обновленцами не следует вступать ни в какие переговоры. О.Михаил был противником примирения с обновленцем Красницким. О.Михаилу часто приходилось выступать с проповедями во время богослужений управляющего Иркутской епархией епископа Нижнеудинского Кирилла (Соколова). 27 октября 1924г. на торжественном богослужении в Тихвинской церкви запричастным стихом о.Михаил сказал слово о евангельском Сеятеле,
         "Который и теперь сеет Слово через Святое Евангелие. Сеятели бывают разные.
          В настоящее время сеют при дороге — в театрах, кинематографах и других местах
          развращенных. Вот приезжал ложный митрополит и сеял человеческое слово.
          Вот едет новый разрушитель сердец человеческих — он будет сеять слово дьявольское.
          Не следует туда ходить, ибо слушать их опасно...".
      Осенью 1924г. Иркутск посетил один из основателей обновленчества, сложивший с себя сан священника, Калиновский. Для участия в диспуте с ним были приглашены епископ Нижнеудинский Кирилл (Соколов), многие известные священники Иркутска, и, в частности, о.Михаил Околович. Осенив себя крестным знамением, о.Михаил говорил, возражая Калиновскому:
          "... Калиновский, говоря о Боге, не доказал, можно ли познать его эмпирически,
           т.е. постигнуть умом,... и ему этого никогда не доказать, потому что наука
           имеет известный предел, далее которого она проникнуть бессильна. Но эта
           область непостижимого внешним опытом постигается внутренним чувством человека.
           Человек сердцем входит в общение с Богом и здесь познает и постигает Его.
           Мы верим в существующее, вы — в несуществующее, наша вера положительная,
           ваша — отрицательная, наша вера разумная, ваша — безумная...".
      О.Михаил долго говорил, пытаясь убедить слушающих в соответствии Священного Писания истине, приводил слова знаменитого ученого Пастера, "который сказал: "Я глубоко верующий". — "Как же Вы верите? Ведь Вы много знаете!" — спросили его академисты. Пастер ответил: "Потому и верую в Бога, что много знаю, и чем больше у меня будет знаний, тем больше буду веровать". Что такое Библия? ... Это Книга ученая из ученых" ОГПУ пристально наблюдало за церковной жизнью в городе и за каждым сколько-нибудь выдающимся пастырем. Отца Михаила неоднократно в те годы вызывали в ОГПУ, предлагали снять сан, поменять деятельность священника на деятельность педагога, предлагали стать осведомителем, поддержать обновленцев, обещая высокое положение в обновленческой иерархии, но все эти предложения священник категорически отверг, и власти приняли решение его арестовать

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ