Служение
Ивановская Промышленная о., Кинешемский округ, Макарьевский р. (Татарстан, Верхнеуслонский р.), пос.Введенская Слобода, Макарьевская Свято-Вознесенская Пустынь
архимандрит
Год начала 1927
Год окончания 1929
После освобождения архимандрит Серапион служил в Казанской епархии на должности
приходского священника в церкви при общине Макарьевского Вознесенского мужского
монастыря близ г.Свияжска.
Настоятелем монастырской общины был архимандрит Парфений.
Кроме о.Серапиона, служили священники о.Митрофан, о.Евфимий и о.Александр
Орнатский.
В 1929г. община Макарьевской пустыни была закрыта
Казань
архимандрит
Год начала 1929
Год окончания 1930
С 1929г. архимандрит Серапион 8 месяцев прожил в Казани
Татарская АССР, Рыбно-Слободский р., с.Большие Осиновки, Ильинская церковь
архимандрит
Год начала 1930
Год окончания 1936
В начале 1930г. был назначен священником в церковь с.Большие Осиновки Казанской
епархии, недалеко от села Емельяново, где он родился.
В это время митрополитом Казанским и Свияжским был Кирилл (Смирнов), хотя
он и находился в ссылке в Красноярском крае. Два викария митрополита Кирилла
Иоасаф (Удалов) и епископ Чебоксарский и Чистопольский Афанасий (Малинин)
управляли делами Казанской епархии в труднейших условиях, всевозможными способами
согласовывая важные вопросы с митрополитом Кириллом, как правящим архипастырем.
Архимандрит Серапион служил в церкви с.Большие Осиновки до 1936(1937?)г.
В Больших Осиновках он жил в маленьком, старом, покосившемся домике.
Архимандриту приходилось платить тяжкие налоги, верующие ему помогали, сколько
могли.
Житель села Б.-Осиновки Б.Н.Кузьмичев, который мальчиком, по поручению своей
матери, носил архимандриту молоко и яйца (а архимандрит угощал его, в свою очередь,
сахарком, что было тогда ценным гостинцем) и вместе с другими ребятами пилил
для него дрова и носил ему их домой, вспоминает:
"Хороший был батюшка Серапион, он всегда ласково утешал нас в скорбях и
трудностях"
Места проживания
Татарская АССР, Рыбно-Слободский р., с.Большие Осиновки
Год окончания 1938
День окончания 1
Месяц окончания 7
До 1938г. архимандрит продолжал проживать в с.Большие Осиновки.
На допросе в 1941г. архимандрит Серапион показал:
"...В 1937г. в с.Б.Осиновки я прекратил служить. В это время в Б.Осиновке
появился священник Максим, фамилии его я не знаю, бывший монах, он пытался
устроиться при Б.-Осиновской церкви, но так как он обновленец, а приход
староцерковницкий, то у него ничего не вышло. Прожив шесть месяцев, он
уехал, после него приехал с той же целью священник Пычихин Феодор, но его
РИК не зарегистрировал, и он, прожив год в Осиновке, тоже уехал... "
Казань
Год начала 1938
День начала 1
Месяц начала 7
Год окончания 1939
День окончания 9
Месяц окончания 6
С 1 июля 1938г. до 9 июня 1939г. проживал в Казани
Татарская АССР, Рыбно-Слободский р., с.Большие Осиновки
Год начала 1939
День начала 9
Месяц начала 6
Год окончания 1941
День окончания 28
Месяц окончания 10
Аресты
Татарская АССР, Рыбно-Слободский р., с.Большие Осиновки
Год ареста 1941
День ареста 28
Месяц ареста 10
Архимандрит Серапион был арестован органами Рыбно-Слободского РО НКВД
Татарской АССР. Постановление об аресте выписано 27 октября 1941г., ордер на
арест выписан 28 октября 1941г., постановление об аресте было объявлено
архимандриту Серапиону 29 октября 1941г.
После ареста он был увезен в Рыбную Слободу и заключен в КПЗ при РО НКВД
Осуждения
СПО НКВД Татарской АССР
23/03/1942
Обвинение "а/с деятельность, а/с агитация, враждебно настроен к Соввласти, распространение провокационных пораженческих к/р слухов, клевета на Советскую власть"
Статья ст.5810 ч.2 УК РСФСР
Из Рыбной Слободы архимандрита Серапиона отправили в тюрьму г.Чистополя.
Дело было начато 29 октября 1941г., окончено 18 ноября 1941г.
Места заключения
Татарская АССР, с.Рыбная Слобода, КПЗ при РОНКВД
Год начала 1941
День начала 29
Месяц начала 10
Татарская АССР, г.Чистополь, секретная тюрьма НКВД N 4
Год окончания 1942
День окончания 11
Месяц окончания 3
В Чистопольской тюрьме архимандрита допрашивали в течение 20-ти с лишним дней.
Дата последнего допроса 18 ноября 1941г.
Из обвинительного заключения:
"В процессе расследования было установлено, что Михайлов, как бывший
священник-архимандрит, враждебно настроен к Советской власти, проводил
среди населения антисоветскую агитацию, распространял провокационные
слухи и высказывал пораженческие взгляды. На протяжении ряда лет Михайлов,
в кругу антисоветски настроенного духовенства, клеветал на Советскую
власть.
В конце 1937 года в сельской пожарной сторожке, в присутствии колхозников
Кузьмина и Сметанина, а также 17 августа 1941г., в сельской кузнице среди
колхозников Клюева, Гаврилова, Воронина и Яруллина, он клеветал на
колхозное строительство и советскую печать и распространял антисоветские
провокационные измышления.
В августе месяце 1941 года, в присутствии колхозника Герасимова,
Михайлов распространял провокационные измышления, дискредитирующие
одного из руководителей Красной Армии.
В октябре 1941 года в доме колхозника Гаврилова, Михайлов высказывал
контрреволюционные пораженческие взгляды.
Допрошенный в качестве обвиняемого Михайлов виновным себя признал,
а также достаточно изобличается показаниями свидетелей: Воронина,
Клюева, Яруллина, Иванова, Егорова, Кузьмина, Сметанина, Гаврилова,
Герасимова, Кузьминой и очными ставками со свидетелями: Гавриловым,
Кузьминым, Клюевым, Сметаниным.
На основании изложенного обвиняется...
в том, что он, как бывший служитель религиозного культа, враждебно
настроенный к Советской власти, на протяжении ряда лет вел антисоветскую
агитацию, клеветал на Советскую власть и печать, распространял
антисоветские провокационные слухи и высказывал пораженческие взгляды,
т.е. достаточно изобличается в преступлениях предусмотренных
ст.5810 ч.2 УК РСФСР.
Руководствуясь ст. 208 УПК, следственное дело N 17241 по обвинению
Михайлова Сергея Ивановича направить на рассмотрение
Особого Совещания при НКВД СССР.
Полагал бы: обвиняемого Михайлова Сергея Ивановича подвергнуть
высшей мере наказания расстрелу, с конфискацией всего лично ему
принадлежащего имущества".
Обвинительное заключение составлено 18 марта 1942 года в г.Казани, т.е.
через неделю после смерти архимандрита в тюрьме