Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][prev][next][last]
NIKA_ROOT Прославленные новомученики Фаддей (Успенский Иван Васильевич)
    Фаддей (Успенский Иван Васильевич) 
    Год рождения 1872 
    День рождения 12 
    Месяц рождения 11 
    Место рождения Нижегородская губ., Лукояновский у. (Нижегородская о., Починоковский р.), с.Наруксово 
    архиепископ 
    Специальность=доктор богословия 
    Родился 12 ноября 1872г. в с.Наруксово Нижегородской губ.
    Его отец, Василий Федорович, местный благочинный, протоиерей церкви с.Наруксово,
    награжденный палицей и орденом св.Владимира IV степени. Мать — Лидия Андреевна.
    Дед Ивана был тоже священником, пламенным молитвенником, человеком смиренного
    и щедрого сердца.
    В семье было семеро сыновей и две дочери.
    Вместе с братьями Владимиром и Александром Иван пошел по духовной линии
    Фотографии
       
      Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Икона. ХХв. 
       
      Священномученник Фаддей (Успенский). Икона ХХв. написана в ПСТГУ 
       
      Архиепископ Фаддей (Успенский) 
       
      Архиепископ Фаддей (Успенский) 
       
      Архиепископ Фаддей (Успенский). Внутренняя тюрьма ГПУ. 1922г. 
       
      Архиепископ Фаддей (Успенский). Тверь. 1936г. 
       
      Тюрьма, где принял мученическую кончину архиепископ Фаддей (Успенский) 
       
      Тверь. Вознесенский собор. Рака с мощами священномученика Фаддея 
       
      Архиепископ Фаддей (Успенский). Астрахань. 1920-е годы 
       
      Епископ Владимиро-Волынский Фаддей. 1908 год 
       
      Крест на месте погребения священномученика Фаддея 
       
      Епископ Фаддей. 1910-е годы 
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1902г.] [1902-1908гг.] [1908-1922гг.] [1922-1923гг.] [1923г.] [1923-1928гг.] [1928-1937гг.]
      Образование
        Нижегородская Духовная Семинария 
        Год окончания 1892 
        Московская Духовная Академия 
        Год поступления 1892 
        Год окончания 1896 
        кандидат богословия 
        Ректором МДА был архимандрит (впоследствии — митрополит) Антоний (Храповицкий),
        сыгравший в жизни Ивана Успенского весьма важную и благотворную роль.
        Иван Успенский следовал отеческим наставлениям ректора и открывал свои помыслы
        о.Герману, известному старцу Гефсиманского скита Троице — Сергиевой Лавры,
        еще во время учебы в Академии предсказывавшим Ивану Успенскому монашеский путь
        и даже архипастырство.
        Еще будучи студентом, Иван Васильевич Успенский впервые увидел св.праведного
        о.Иоанна Кронштадтского. Это произошло 18 января 1895г. на литургии
        в Троице — Сергиевой Лавре.
        О.Иоанн Кронштадтский, прозрев его пастырский путь и то, каким подвигом он
        прославит Христа, сказал ему словами Спасителя:
          "Аще любиши Мя... паси овцы Моя..., и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши". И в
        Иван Васильевич с успехом окончил Духовную Академию в 1896г. со степенью кандидата
        богословия и, как лучший студент курса, был оставлен при ней профессорским стипендиатом
      Рукоположение
        монах 
        Фаддей 
        1897 
        День 13 
        Месяц 8 
        Место Казань 
        Кто рукоположил архимандрит Антоний (Храповицкий) 
        По данным [5],[6] был пострижен 15 августа 1897г.
        иеродиакон 
        1897 
        День 24 
        Месяц 8 
        иеромонах 
        1897 
        День 21 
        Месяц 9 
      Служение
        Смоленск, Смоленская Духовная Семинария 
        иеромонах 
        Должность преподаватель логики, психологии, философии, дидактики 
        Год начала 1897 
        Год окончания 1898 
        День окончания 19 
        Месяц окончания 11 
        Минск, Минская Духовная Семинария 
        иеромонах 
        Должность инспектор, преподаватель Священного Писания 
        Год начала 1898 
        День начала 19 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1900 
        Уфа, Уфимская Духовная Семинария 
        иеромонах 
        Должность преподаватель основного, догматического и нравственного богословия, инспектор (с 1902г.) 
        Год начала 1900 
        Год окончания 1902 
        В 1900г. переведен в Уфимскую Духовную Семинарию на должность преподавателя
        основного, догматического и нравственного богословия, где епископом был его
        давний наставник, преосвященный Антоний (Храповицкий).
        Здесь иеромонах Фаддей написал и защитил диссертацию "Единство книги пророка
        Исайи", за которую ему в 1902г. была присвоена степень магистра богословия
      Рукоположение
        архимандрит 
        1902 
        День 15 
        Месяц 3 
        15 марта 1902г. иеромонах Фаддей был возведен в сан архимандрита
        и назначен на должность инспектора Уфимской Духовной Семинарии
      Служение
        Уфа, Уфимская Духовная Семинария 
        архимандрит 
        Должность инспектор 
        Год начала 1902 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1902 
        Месяц окончания 9 
        В этот период он издал "Записки о дидактике" — свой основной труд по церковной
        педагогике и воспитанию.
        8 сентября 1902г. назначен на должность ректора Олонецкой Духовной Семинарии
        Архимандрит Фаддей служил в Уфе до 1902г. Он пользовался горячей любовью не только
        студентов семинарии, но и всех благочестивых горожан, которые преподнесли ему на
        прощание драгоценный архимандричий крест
        Олонецкая губ., г.Петрозаводск, Олонецкая Духовная Семинария 
        архимандрит 
        Должность ректор 
        Год начала 1902 
        День начала 8 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1908 
        С 8 сентября 1902г. — ректор Олонецкой Духовной Семинарии, состоял также
        председателем Училищного Совета.
        Преосвященный Фаддей своим личным участием много способствовал успеху
        юбилейного торжества 25-летия церковно-приходских школ в г.Петрозаводске.
        В 1908г. им было написано исследование по истории Ветхого Завета под названием
        "Иегова", за которое ему было присвоено звание доктора богословия.
        Архимандрит Фаддей прослужил в звании ректора Олонецкой Духовной Семинарии
        6 лет, стяжав глубокое уважение семинарской корпорации и сыновнее отношение учеников
            "За 6 лет пребывания на этом посту он снискал необыкновенную любовь со стороны
             воспитанников и глубокое уважение своих подчиненных... Эти чувства выразились
             в особенности при расставании и проводах, которые описаны в "Олонецких
             Епархиальных Ведомостях".
        Из адреса, преподнесенного ему семинарской корпорацией и членами Епархиального
        Училищного Совета:
            "Шесть лет мы находились под Вашим просвещенным руководством... Долг
             благодарности побуждает нас припомнить те добрые качества, которые Вы
             проявляли в своих отношениях как к преподавателям, так и воспитанникам
             семинарии.
             Как руководитель учебного дела, Вы проявили основательное знание богословских,
             философских и большей части других предметов... Недоразумения преподавателей
             Вы разъясняли вполне компетентно. Сочинения воспитанников Вы прочитывали
             внимательно... Вы находили возможным даже сами лично преподавать некоторые
             предметы. Как воспитатель юношества, Вы преже всего специально изучили
             вопросы педагогики и самостоятельно разрабатывали эту науку... И прежде всего
             Вы считали главным местом воспитания храм Божий, а средством — богослужение.
             На благолепие службы церковной Вы обратили внимание с первых дней...:
             сами принимали участие в чтении и служении и постоянно заботились о стройном
             пении в семинарской церкви, не щадя даже личных средств. И Вам, действительно,
             удалось внушить многим воспитанникам благоговейное отношение к исполнению
             своих обязанностей в церкви: чтение было разумное, а пение семинарского
             хора не уступало пению архиерейского хора... Почти постоянно Вы произносили
             проповеди, в которых выясняли смысл церковных торжеств и призывали
             присутствующих вникнуть всвое нравственное состояние...
             Сами Вы постоянно проявляли искреннее благочестие и полную преданность уставам
             Церкви.
             Ваша учительность и пастырская ревность о спасении душ христианских проявлялась
             не только в семинарской церкви, но и в других храмах г.Петрозаводска, а
             особенно в братском Назариевском доме, где Вы ...постоянно вели собеседования
             с народом и заслужили бесконечную благодарность от жителей города...
             Как воспитатель, Вы благотворно действовали на воспитанников добротою и
             мягкостью своего характера... Двери Вашей квартиры были постоянно открыты
             для всех, имевших нужду видеть Вас, а особенно для воспитанников...
             Много труда положено также Вами на издание "Олонецких Епархиальных Ведомостей",
             где Вы поместоили много своих произведений...
             Дай Бог, чтобы Ваша энергия... и доброта,... проявлялась еще в больших размерах
             на новом месте Вашего служения... там, где фанатизм католиков, поляков
             и других врагов православия проявляется с особой силою..."
      Рукоположение
        епископ 
        1908 
        День 21 
        Месяц 12 
        Место Волынская губ., г.Владимир-Волынск, храм Христо-Рождественского монастыря 
        Кто рукоположил архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий), епископ Гродненский и Брестский Михаил (Ермаков), епископ Холмский Евлогий (Георгиевский), епископ Белостокский Владимир (Тихоницкий) 
        Наречение его во епископа состоялось 20 декабря 1908г., хиротонисан во епископа
        21.12.1908г. в г.Владимир-Волынске в храме Христорождественского монастыря.
        При наречении во епископа 20 декабря 1908г. в Христорожлественской церкви им была
        произнесена проповедь:
            "...Итак, чувствуя себя немощным и слабым, я предстою перед вами, честнейшие и
             и богомудрые архипастыри,... прося укрепить мои немощи вашею благодатною
             молитвою, чтобы мне духовно возродиться для будущего служения во славу
             Христа рождающегося, отгнать силой сей молитвы мою духовную косность, дабы
             мне исполнить духовный подвиг, к которому призываюсь..."

      Служение
        Волынская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Владимиро-Волынский, викарий Волынской епархии 
        Год начала 1908 
        День начала 21 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1916 
        Месяц окончания 9 
        Став архиереем, будущий священномученик Фаддей не изменил своему монашескому
        аскетическому правилу, он по-прежнему много молился и постился. Паства увидела
        в своем новом архипастыре человека святой жизни, образец кротости, смирения и
        чистоты. Из статьи о нем в газете Волынские епархиальные ведомости (1909г.):
           "Вот уже полгода, как Владимиро-Волыскую кафедру занимает Преосвященный Фаддей...
            ...Все, кому приходилось соприкасаться с Преосвященным Фаддеем, прониклись
            глубоким уважением к его особе. В частности, жители Житомира за два месяца
            его заместительства Высокопреосвященнейшего владыки Волынского имели возможность
            почти каждый день созерцать высокие добродетели и душевные качества архипастыря.
            Глубокая ревность о благочестии, постоянный молитвенный подвиг, проникновенное
            проповедание слова Божия, исполненное простоты выражений и задушевности,
            частое посещение учебных заведений, доступность и ласковость обращения привлекли
            к Преосвященному Фаддею все сердца...".
        Епископ Фаддей — автор проникновенных статей в "Волынских Епархиальных Ведомостях",
        многие из которых были обращены к "духовному юношеству, оканчивающему курс семинарии".
           "...Посему, выходя из школы в жизнь, соборем в житницы духа нашего то, что
            уже посеяно... Соборем остатки веры во Христа, молитвенного общения с Ним,
            любви к Нему. Сохраним и укрепим в сердцах наших оставшуюся ревность законам
            Духа, чтобы не сделаться пленниками законов мира сего и побороть в себе
            "закон греховный" плоти, "во удех наших" действующий [Рим. 7,23].
            К этому призывает нас в настоящий праздник и св.Церковь, в одной из песней
            своих: "решительное очищение грехов, огнедохновенную приимите Духа росу...."
            [Канон Пятидесятницы — песнь 5-ая]... И тогда будем мы иметь в себе мир Христов,
            которого не может дать мир сей [Ин.14,27], не будем смущаться духом при виде
            возрастающего все более в мире зла, но с дерзновением во Христе, победившем
            мир [Ин. 16,33], выступим на борьбу с его злом, имея всегда радость Христову,
            "исполнену в себе" [Ин. 17,13]"
                [ВЕВ 1910г. 17 июня. N 25. С.457–458]
        Владикавказская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Владикавказский 
        Год начала 1916 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1917 
        День окончания 28 
        Месяц окончания 2 
        С сентября 1916г., в связи с болезнью епископа
        Владикавказского Антонина (Грановского), Владыка Фаддей управлял его кафедрой.
        1917 год застал епископа Фаддея на Владикавказской кафедре.
        21 января 1917г. последовал Указ Святейшего Синода об увольнении епископа
        Антонина на покой, а 28 января 1917г. — о назначении на Владикавказскую кафедру
        епископа Макария (Павлова).
        Из газеты Владикавказские епархиальные ведомости":
            "Поезд с вагоном, где находился ... преосвященнейший Макарий, прибыл на
             ст.Владикавказ поздно ночью с 27 на 28 февраля... Владыка оставался в
             вагоне до утра, чтобы дать возможность своей пастве и духовенству
             приготовиться к достойной встрече своего архипастыря".
        В соборе, куда проследовал епископ Макарий на следующий день, 28 февраля, его
        встречало все духовенство во главе с управляющим епархией преосвященным Фаддеем.
        Пребывание епископа Фаддея во Владикавказе произвело неизгладимое впечатление на
        паству. Православные Северной Осетии очень просили епископа Фаддея остаться,
        но он должен был все же вернуться назад, на Волынь к своей пастве
        Волынская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Владимиро-Волынский, временно управляющий епархией (с 1919г.) 
        Год начала 1917 
        Год окончания 1922 
        В 1917г. епископ Фаддей вернулся к исполнению обязанностей епископа
        Владимиро-Волынского.
        Волынь оккупировалась то немцами, то петлюровцами, то поляками.
        После того, как архиепископ Евлогий (Георгиевский) оставил Волынскую епархию и
        уехал за границу, епископ Фаддей стал правящим архиереем Волынской епархии.
        Епископу пришлось терпеть много скорбей и от петлюровцев, и от советской власти,
        хотя он заявлял: "Духовенство не надо втягивать в политическую борьбу".
        Он ни при каких обстоятельствах не желал вступать в общение
        с самосвятами-автокефалистами как "с учреждением неканоничным и противоцерковным".
        В годы российской смуты он духовно окормлял и поддерживал свою паству.
        Покинувшие Россию петлюровцы некоторое время еще строили планы создания
        на Украине повстанческого движения.
        Осенью 1921г. в Житомир прибыл один из организаторов петлюровского движения
        полковник Алешин и встретился с епископом Фаддеем.
        Он сказал, что является представителем Петлюры и Савинкова и предложил
        епископу поддержать их повстанческое движение:
           "Поскольку мы ведем борьбу с Советской властью как верующие люди, — и для нас
            заповедь "возлюби ближнего своего: яко сам себе", можно сказать, основа всего,
            то желательно было бы, чтобы Вы и Ваше духовенство приняли участие в этой борьбе".
        Епископ Фаддей категорически отказался:
           "Никакого участия в повстанческом движении я не принимал и принимать не могу.
            И духовенство также не надо втягивать в политическую борьбу"
      Награды
        орден св.Владимира III степени 
        Год награждения 1909 
        День 6 
        Месяц 5 
      Аресты
        Житомир 
        Год ареста 1921 
        Месяц ареста 11 
        7 ноября 1921г. ЧК приступила к уничтожению повстанческого движения на Волыни.
        Через несколько дней владыка Фаддей по доносу был арестован Волынской ГубЧК.
        как "участник повстанческого движения на Волыни".
        Сразу же после ареста православные христиане г.Житомира написали заявление
        в ЧК с просьбой отпустить Владыку. Они писали:
             "...Епископ Фаддей много лет известен в городе Житомире, где нет храма,
              в котором бы он не богослужил и не проповедовал. Нам известна его личная
              жизнь как молитвенника и пастыря. Никогда он не вмешивался в политику...".
        Но власти не отпустили епископа.
        К 5 января 1922г. он был привезен в Харьковскую тюрьму
      Осуждения
        Всеукраинская ЧК 
        25/02/1922 
        Обвинение "участник повстанческого движения на Волыни" 
        Приговор=административная высылка из Украины в распоряжение высшего духовенства РСФСР под негласное наблюдение местных органов ЧК 
        Всеукраинская ЧК 25 февраля 1922г. постановила: "выслать епископа Фаддея
          в распоряжение Патриарха Тихона с правом жительства в одной из центральных
          северных губ. РСФСР и Западной Сибири со взятием подписки о регистрации
          в органах ЧК...".
        Заключение начальника секретного отдела Волынской ГубЧК:
            "Епископ Фаддей как высшее духовное лицо в Волыни, действовавший,
             безусловно, во вред советской власти, ни в коем случае не может быть
             возвращен на Волынь. Со своей стороны, считал бы его политически
             неблагонадежным, как находящегося на Волыни более 15 лет и пользующегося
             большим авторитетом у местного населения,
             выслать из пределов Украины в распоряжение высшего духовенства РСФСР под
             негласное наблюдение местных органов ЧК"
      Места заключения
        Житомир, тюрьма 
        Год начала 1921 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1921 
        День окончания 30 
        Месяц окончания 12 
        Харьков, тюрьма 
        Год начала 1922 
        День начала 5 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1922 
        День окончания 9 
        Месяц окончания 3 
        9 марта 1922г. Владыка был освобожден из Харьковской тюрьмы и на следующий день
        выехал в Москву
      Рукоположение
        архиепископ 
        1922 
        День 13 
        Месяц 3 
        Кто рукоположил Патриарх Тихон 
        По прибытии в Москву епископ Фаддей, остановившись на частной квартире,
        сразу же пошел к Патриарху Тихону.
        Рассказав об обстоятельствах своего "дела" и о том, что его выслали из Украины
        и вряд ли допустят обратно, он просил Патриарха определить его на кафедру в один
        из волжских городов, поскольку сам родился на Волге.
        13 марта 1922г. Патриарх Тихон возвел епископа Фаддея в сан архиепископа и благословил
        ехать в Астрахань, назначив его на Астраханскую кафедру.
        На следующий день архиепископ Фаддей с удостоверением патриархии о назначении на
        Астраханскую кафедру пошел в ГПУ на Большую Лубянку, чтобы зарегистрировать свой
        отъезд из Москвы. В ГПУ ему приказали не выезжать из Москвы до получения его дела
        из Харькова и рассмотрения его Московским ГПУ, взяв подписку о невыезде.
        Увидев, что отъезд его затягивается на неопределенное время, владыка Фаддей,
        оберегая хозяев, на следующий день переехал с частной квартиры на Валаамское
        подворье и отправил прошение в ГПУ:
            "По справкам, до настоящего времени из Харькова дело не поступало и, может
             быть, не поступит, потому что дело мое, как уже решенное в Харькове
             окончательно, там и будет оставаться. В Харькове мне говорили, ... чтобы я
             не задерживался в Москве и после регистрации ехал бы к месту назначения.
             Я и готов был, но ввиду подписки, здесь взятой, доселе не могу.
             Поэтому прошу снять с меня подписку и разрешить выехать в Астрахань...".
        ГПУ, однако, препятствовало его выезду под различными предлогами
      Служение
        Москва, Валаамское подворье 
        архиепископ 
        Год начала 1922 
        Месяц начала 3 
        Находясь в Москве, архиепископ Фаддей служил в основном на Валаамском подворье,
        где и жил.
        Он принимал деятельное участие в работе Священного Синода при Патриархе Тихоне.
        В это время митрополитами Агафангелом (Преображенским), Кириллом (Смирновым)
        и архиепископом Фаддеем был составлен документ, в котором были даны ответы на
        насущные вопросы православных, касающиеся обновленческого раскола.
        В марте 1922г. большевики приступили к "изъятию церковных ценностей".
        Патриарх Тихон выступил с посланием, в котором осуждались действия властей
        19 мая обновленцы захватили патриаршую резиденцию на Троицком подворье.
        Патриарх Тихон переехал в Донской монастырь и вскоре был арестован.
        Управление Православной Церковью Патриарх передал митрополиту Агафангелу
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1922 
        Предлогом для ареста архиепископа Фаддея послужили следующие события.
        Митрополит Агафангел, лишенный властями возможности переехать для управления
        Церковью в Москву, составил воззвание, в котором раскрывал всю ложь обновленческих
        лидеров и объявлял созданное ими ВЦУ неканоническим.
        Два экземпляра этого воззвания были
        переданы им через ехавшего в Москву священника архиепископу Фаддею и
        протопресвитеру Димитрию Любимову. Священник этот зашел к владыке Фаддею
        с поручением от митрополита Агафангела узнать, что происходит в Москве и каково
        мнение московского епископата о происходящих событиях.
        Вскоре само послание (воззвание) было отпечатано в типографии и расклеено
        на стенах некоторых московских храмов.
        ГПУ не удалось отыскать типографию, где было отпечатано послание, но
        архиепископ Фаддей и протопресвитер Димитрий Любимов были арестованы.
        Перед арестом, ожидая его с часу на час, архиепископ Фаддей передал текст
        послания иподиакону Николаю Давыдову, который отнес его к знакомым, а когда
        узнал, что владыка Фаддей арестован, — сжег его
      Осуждения
        ./09/1922 
        Обвинение "враждебное отношение к Соввласти, распространение нелегально изданных посланий митрополита Агафангела" 
        Приговор=1 год административной высылки в Зырянскую АО 
        ЦА ФСБ РФ. Д.Н-1539. Л.9.
        Архиепископа Фаддея обвинили в том, что он способствовал распространению
        воззвания митрополита Агафангела и что он знал, в какой типографии оно было
        отпечатано.
        Архиепископ Фаддей категорически отверг все обвинения.
        Из обвинительного заключения:
           "Распространением нелегально изданных посланий митрополита Агафангела
            проявил враждебное отношение к Советской власти и, принимая во внимание его
            административную высылку из пределов УССР за контрреволюционную деятельность,...
            Успенского, как политически вредный элемент, подвергнуть административной
            высылке сроком на один год в Зырянскую обл.".
        Владыку Фаддея вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым) отправили во Владимирскую
        тюрьму, а потом в Усть-Сысольск
      Места заключения
        Владимир, тюрьма 
        Год начала 1922 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1922 
        Вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым) находился во Владимирской тюрьме.
        Владыка Кирилл вспоминал:
            "Поместили нас в большую камеру вместе с ворами. Свободных коек нет,
             нужно располагаться на полу, и мы поместились в углу. Страшная тюремная
             обстановка среди воров и убийц подействовала на меня удручающе...
             Владыка Фаддей, напротив, был спокоен и, сидя в своем углу на полу,
             все время о чем-то думал, а по ночам молился. Как-то ночью, когда все
             спали, а я сидел в тоске и отчаянии, владыка взял меня за руку и
             сказал:
               "Для нас настало настоящее христианское время. Не печаль, а радость
                должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться
                для подвига и жертв. Не унывайте. Христос ведь с нами"".
        Передачи в тюрьму ему собирала Вера Васильевна Трукс, по благословению Патриарха Тихона
        ставшая его бессменной келейницей, а позже и секретарем при архиепископе.
             "Архиепископ Фаддей целиком отдавал передачи старосте камеры, который делил
             их на всех заключенных... Отдал другому заключенному — епископу Афанасию (Сахарову)
             подушку, а сам спал, положив под голову руку.
             Одному из заключенных владыка отдал свои сапоги и остался в шерстяных носках.
             Предстоял этап. С воли передали ему большие рабочие ботинки со шнурками.
             На этапе, недалеко от Усть-Сысольска, у него развязался шнурок, и он
             остановился немного, чтобы управиться со шнурком, поотстал. Одни
             из конвоиров со всей силы ударил архиепископа по спине, так что тот упал,
             а когда поднялся, то с большим трудом мог догнать партию ссыльных"
        Зырянская АО, г.Усть-Сысольск (Коми АССР, г.Сыктывкар) 
        Год начала 1922 
        Зырянская АО, г.Усть-Вымь 
        Зырянская АО, с.Корчемье 
        Год окончания 1923 
        В ссылке Владыка Фаддей жил в поселке, где вместе с ним были митрополит
        Кирилл (Смирнов), архиепископ Феофил (Богоявленский), епископы Николай (Ярушевич),
        Василий (Преображенский) и Афанасий (Сахаров).
        Срок ссылки окончился летом 1923г., и владыка Фаддей уехал в г.Волоколамск
      Служение
        Москва 
        архиепископ 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1923 
        Проживал в Волоколамске. Служить ездил в московские храмы.
        Осенью 1923г. церковно-приходской совет при Астраханском кафедральном
        Успенском соборе, состоявший из представителей всех православных обществ
        Астрахани, направил прошение Патриарху Тихону:
            "В последние годы Астраханская епархия находилась под управлением викарного
             епископа Анатолия (Соколова), который в августе месяце прошлого года вступил...
             в группу "Живая Церковь" и образовал при себе управление из... живоцерковников.
             Большая часть духовенства г.Астрахани и епархии не признала группу "Живая Церковь"...
             Епископ Анатолий... запретил большинство астраханского духовенства в
             священнослужении, а на днях 11 священнослужителей получили извещение от
             Епархиального управления, что постановлением Высшего Церковного совета они
             лишены священного сана с признанием их пребывания в Астраханской епархии
             вредным и с назначением их пребывания в Веркольском монастыре Архангельской епархии.
             Не признавая такое постановление законным и обязательным для себя и не
             подчиняясь ему, духовенство и миряне г.Астрахани и епархии, остающиеся
             верными исконному православию и Российской Церкви, сыновне и почтительнейше
             просим Ваше Святейшество возглавить Астраханскую епархию истинно
             православным епископом..." .
        Вскоре состоялось заседание Священного Синода под председательством Патриарха
        Тихона, который, рассмотрев прошение православных астраханцев, постановил:
            "Предложить высокопреосвященнейшему Фаддею немедля выбыть из Москвы к месту
             своего служения"
      Места проживания
        Московская о., г.Волоколамск 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1923 
        День окончания 20 
        Месяц окончания 12 
        В конце ноября 1923г. к архиепископу Фаддею выехали посланцы из Астрахани:
        соборный ключарь протоиерей Димитрий Стефановский и настоятель Воздвиженской церкви
        священник Василий Смирнов. Из воспоминаний о.Димитрия:
             "Приехали в Волоколамск поздно вечером, отыскали дом, где жил владыка.
              Это была большая рубленая крестьянская изба на окраине города.
              Внутри дом имел имел три перегородки, за одной из перегородок жил владыка.
              В комнате стояла железная кровать, у окна — стол... Владыка принял нас
              не то что любезно, но как-то по-монашески кротко. Говорил он тихо и мало.
              Мы рассказали ему о положении дел, о трудностях, переживаемых епархией,
              об обновленцах.
              Нас поразила общая скудость обстановки и его бедная одежда, но зато привели
              в восторг аскетическая внешность, застенчивость и какая-то детская робость.
              Когда мы, в конце беседы, положили перед ним пакет с деньгами на предстоящие
              расходы по поездке в Астрахань, владыка густо покраснел, смутился и,
              отодвигая от себя пакет, сказал:
                   "Что вы, что вы, зачем же деньги, нет, нет, не надо, я приеду, приеду"..."
        После чая, поданного молодым келейником, священники собрались уходить. При прощании
        владыка сказал им, чтобы они ехали домой одни, не дожидались бы, и подчеркнул,
        чтобы о его приезде не оповещали и не устраивали каких-либо встреч или церемоний.
        20 декабря 1923г. архиепископ Фаддей, один, без сопровождения, выехал в Астрахань.
      Служение
        Астрахань 
        архиепископ 
        Должность архиепископ Астраханский 
        Год начала 1923 
        День начала 22 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1926 
        Архиепископ приехал в Астрахань 9/22 декабря 1923г.
        Был воскресный день, праздник иконы Божией Матери "Нечаянная Радость".
        Астрахань в ликовании встретила возлюбленного архипастыря.
        Весь перрон, весь огромный вокзал был усеян людьми и цветами, а долгожданный
        Владыка приехал один, "в старенькой порыжевшей рясе, с небольшим потрепанным
        саквояжем и узелком". Владыка смутился торжественностью встречи. У вокзала
        архиепископа ожидала пролетка, но от вокзала до Крестовоздвиженской церкви
        архиепископ шел пешком, среди моря людей, всех благословляя и внося
        умиротворение в сердца тысяч людей.
        Около 11 утра началась литургия.
        Служил он в облачении, оставшемся от убиенных епископа Тихона (Малинина),
        епископа Леонтия (Вимпфена), архиепископа Митрофана (Краснопольского).
        Собранное для него прихожанами новое, добротное белье и обувь он тотчас же
        раздал нищим.
        Архиепископ Фаддей прибыл в Астрахань в разгар обновленчества.
        У православных осталось 10 церквей, обновленцы захватили 9 церквей и два монастыря и
        намеревались обманом захватить остальные.
        В конце мая 1923г. духовный сын владыки Фаддея, А.И.Кузнецов, юрист по профессии, по
        с представителями церкви, поехал в Москву с жалобой во ВЦИК и с письмом от архиепископа
        на имя Патриарха Тихона, в котором просил Святейшего оказать содействие в борьбе
        с обновленцами в Астрахани. Патриарх Тихон сказал им о владыке Фаддее:
            "Знаете ли вы, что владыка Фаддей — святой человек? Он необыкновенный человек.
             Такие светильники Церкви — явление необычайное. Но его нужно беречь, потому
             что такой крайний аскетизм, полнейшее пренебрежение ко всему житейскому
             отражаются на здоровье. Разумеется, владыка избрал святой, но трудный путь,
             немногим дана такая сила духа. Надо молиться, чтобы Господь укрепил его
             на пути этого подвига".
        О деле Патриарх сказал:
            "Я одобряю вашу жалобу во ВЦИК. Конечно, обольщаться не надо, надежд мало,...
             но это не должно нас останавливать и разочаровывать. Обновленцы наглеют...
             Конечно, жалоба — сама собой, но мы должны непрестанно молить Господа,
             чтобы Он послал нам Свою милость и избавил бы нас от этого церковного
             несчастья".
        В конце концов, жалобы, посланные в Москву, возымели действие. Захваченного
        обновленцы не отдали, но на другие храмы больше не посягали и сами стали искать
        примирения. Обновленческий епископ Анатолий (Соколов) написал архиепископу
        Фаддею письмо о необходимости примирения. Архиепископ Фаддей через своего
        келейника передал, что он примет в общение с Церковью каждого, желающего
        покаяться, но не признает обновленчества Церковью и не может говорить
        о примирении с ним.
        В августе 1924г. Патриарх Тихон пригласил архиепископа Фаддея приехать в Москву
        на праздник Донской Иконы Божией Матери. 29 августа архиепископ с келейником
        и А.Кузнецовым выехал в Москву, чтобы участвовать 31 августа в праздничном богослужении,
        но поезд опоздал на сутки, и они прибыли только вечером 1 сентября, когда
        торжества по поводу праздника закончились.
        3 сентября 1924г. у архиепископа Фаддея был день тезоименитства, он служил
        литургию в храме Донской Иконы Божией Матери, а по окончании службы Патриарх
        Тихон пригласил его к себе. Во время завтрака Патриарх сказал теплое, сердечное
        слово в адрес именинника, назвав владыку "светочем Церкви, чудом нашего времени".
        Патриарх Тихон подарил владыке именинный подарок — красивое и сшитое по его
        фигуре новое облачение, сказав:
             "Хотел — отрезом, да ведь Вы такой человек — все равно кому-нибудь
              отдадите... да тут еще мантия — ведь Ваша-то, поди, совсем старенькая...".
        Архиепископ, принимая подарок, хотел было поблагодарить Патриарха, но тут
        сверток выскользнул из рук, из него выпал красный бархатный футляр:
             "Да, тут еще маленькое прибавление... Как это я забыл сказать о нем!" —
        широко улыбаясь, сказал Патриарх.
        В футляре была награда — бриллиантовый крест на клобук.
        Подарок Святейшего — новое облачение — был кстати: архиепископ почти
        не заботился о себе, ходил в старенькой заплатанной рясе, в стареньких чиненых
        сапогах, имел одно облачение, но он всегда готов был сказать слово утешения
        другому, оказать ему помощь, выслушать его.
        После смерти Патриарха Тихона в 1925г. обновленцы, добиваясь участия православных
        епископов в обновленческом Соборе, обратились к архиепископу Фаддею с приглашением
        принять участие в подготовке Собора. Владыка отказался.
        В 1924–1925гг. в Астрахани происходили публичные диспуты на тему "Есть ли Бог?",
        в качестве оппонента приглашали и архиепископа Фаддея. Первый раз лекцию
        читал ректор Московского Университета М.Покровский, и апологетическая речь
        архиепископа Фаддея вызвала шумные аплодисменты.
        В другой раз архиепископ собирался выступить после проректора Саратовского
        университета Ильинского, но вслед за ним выступил лектор астраханских безбожников,
        допустивший оскорбительные для верующих выражения, и архиепископ немедленно
        встал и вышел из зала, послав записку, что "не намерен участвовать в собрании,
        лишенном научного интереса и превращенном в арену антирелигиозных анекдотов".
        За все время своего пребывания в Астрахани архиепископ Фаддей ни одного слова
        не сказал против обновленцев публично, но пример его личной жизни был красноречивее
        любых слов.
        Нравственное влияние архиепископа на верующих было огромным — в их домашних
        иконостасах рядом с иконами стояли фотографии Владыки Фаддея.
        Верующие почитали его, зная о его святой жизни, кротком и мирном нраве и
        чудотворящих молитвах.
        Он вел жизнь настоящего бессеребренника, был прост и открыт в общении,
        в свободное время принимал посетителей, утром и вечером совершал уставные
        богослужения.
        В управлении Астраханской епархией архиепископ Фаддей почти устранился
        от административной части. У него не было канцелярии. Была только именная печать
        для ставленнических грамот и указов о назначениях и перемещениях.
        За всю свою архиерейскую деятельность владыка ни разу не накладывал ни на кого
        дисциплинарных взысканий; никто не слышал от него упрека или грубого слова.
        Соборным храмом для него стала Князь-Владимирская церковь, вмещавшая несколько
        тысяч верующих.
        Покровская церковь стала для него крестовой церковью, в ней он бывал ежедневно
        и почти ежедневно служил литургию.
        Кроме того, архиепископ любил служить в единоверческой церкви.
        Все знали, что каждый день владыка где-нибудь да служит.
        В церкви Петра и Павла каждую среду он служил всенощную, в четверг — акафист
        Николаю Чудотворцу, в пятницу — акафист Божией Матери в Покровской церкви,
        в воскресенье — акафист Спасителю в Князь-Владимирском соборе.
        После службы архиепископ беседовал с прихожанами.
        Проповеди он говорил за каждой литургией, даже и тогда, когда был нездоров.
        Всего в Астрахани архиепископ произнес более трехсот проповедей и поучений,
        не считая многочисленных бесед после акафистов, на которых он разъяснял Священное
        Писание.
        Где бы архиепископ ни жил, он не имел ничего своего.
        Давали ему чай или обед — он пил и ел, если не давали — не спрашивал.
        Он всегда считал себя гостем и зависимым от того, кто ему прислуживал и помогал.
        Денег архиепископ ни от кого не брал, и несколько приходов взяли заботу об
        устройстве его быта на себя.
        Архиепископ проживал в Астрахани на Тевяшевской ул., недалеко от Покровской церкви,
        куда он ходил ежедневно утром и вечером по одной и той же дороге. Дорога стала
        привычной, здесь толпа ждала владыку, чтобы вместе идти в храм. В народе эта дорожка
        долго называлась "Фаддеевской".
        Из воспоминаний Н.Д.Кузнецовой:
            "Владыка вставал очень рано, засветло, и шел на службу в храм.
             Одно время стали осаждать его местные мальчишки-хулиганы — бросать в него
             камнями. Узнали мы с подругами и решили владыку охранять. Было нам тогда
             лет по 14–15. Я рано утром... обегала всех подруг, будила их и мы шли
             к владыке. Владыка выходит, улыбается, всех нас в лоб целует, а мы окружаем его,
             и так всю дорогу через парк до церкви. Мальчишки только появятся, а мы на них
             шикаем. Они постоят-постоят и уходят. В скором времени они и отстали.
             Так мы защищали владыку".
        После ареста 29 октября 1926г. митрополита Сергия (Страгородского)
        в управление Церковью вступил митрополит Иосиф (Петровых).
        8 декабря 1926г. он назначил себе заместителей: архиепископов — Екатеринбургского
        Корнилия (Соболева), Астраханского — Фаддея (Успенского) и Угличского
        Серафима (Самойловича). Вскоре митрополит Иосиф (Петровых) был арестован.
        Архиепископ Корнилий был в ссылке и не мог выполнить поручение митрополита.
        Поэтому архиепископ Фаддей в середине декабря 1926г. выехал из Астрахани
        в Москву, чтобы принять возложенное на него бремя первосвятительских обязанностей
      Места проживания
        Астрахань, Тевяшевская ул. (ул.Максаковой), 11 
        Год начала 1923 
        День начала 22 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1926 
      Награды
        бриллиантовый крест на клобук 
        Год награждения 1924 
        День 3 
        Месяц 9 
        Кем награжден Патриарх Тихон 
      Аресты
        Саратов 
        Год ареста 1926 
        Месяц ареста 12 
        В Саратове архиепископ Фаддей по распоряжению Тучкова был задержан и отправлен
        в г.Кузнецк Саратовской обл., покидать который ему было запрещено
      Места заключения
        Саратовская о., г.Кузнецк 
        Год начала 1926 
        Год окончания 1928 
        Месяц окончания 3 
        Архиепископ Фаддей проживал в Кузнецке в ссылке без права выезда
        до марта 1928г., когда был назначен на Саратовскую кафедру освобожденным
        из заключения митрополитом Сергием (Страгородским)
      Служение
        Саратов 
        архиепископ 
        Должность архиепископ Саратовский 
        Год начала 1928 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1928 
        Месяц окончания 11 
        Из воспоминаний об архиепископе Фаддее одной из прихожанок:
           "Службы совершал долго, литургию — с 10 до 3 часов дня.
            Служил много, все воскресные праздничные всенощные и литургии,
            акафисты, праздники святых.
            Был отличный проповедник, каждую службу говорил проповеди, так что дети
            стояли и не уставали. Его при жизни считали святым".
        В ноябре 1928г. митрополитом Сергием он был переведен в Тверь
        Тверская епархия 
        архиепископ 
        Должность архиепископ Тверской и Кашинский 
        Год начала 1928 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1936 
        Месяц окончания 12 
        В Твери архиепископ поселился на тихой улочке в угловом доме с крошечным садом
        В саду владыка подолгу ходил и молился, особенно по вечерам. После молитвы он
        благословлял на все стороны город и уходил в дом.
        Архиепископ Фаддей продолжал свое подвижническое служение, не отказывая
        в помощи страждущим и болящим, духовно наставляя всех к нему приходящих.
        По свидетельству многих прихожан, архиепископ Фаддей обладал даром прозорливости
        и исцеления.
        Александр Куликов (позже духовный сын архимандрита Бориса (Холчева), протоиерей
        московского храма свт.Николая в Кленниках), рассказывал, что, когда ему было
        три года, он упал и сильно расшибся. В боку образовалась опухоль. Врач-хирург
        предложил операцию, хотя сомневался в ее положительном исходе. Сильно скорбя,
        мать понесла мальчика в храм к литургии. Служил епископ Фаддей. Со слезами мать
        подносила мальчика к святой чаше. Владыка спросил, о чем она плачет. Выслушав ее,
        он сказал, что операцию делать не нужно, а нужно помазать больное место святым
        маслом. Она так и сделала, и мальчик скоро поправился.
        Сначала владыка служил в Твери в Вознесенской церкви. Когда ее отобрали,
        архиепископ перешел служить в Покровскую церковь. После того, как ее отобрали,
        ездил служить в храм иконы Божией Матери "Неопалимая Купина". Когда закрыли и
        этот храм, стал ездить за Волгу на Волынское кладбище в единоверческий храм, где
        служил все воскресные дни и в праздники.
        Проповеди он говорил за каждой литургией, к ним готовился заранее и очень тщательно.
        Обычно он писал их на маленьком листочке бисерно-мелким почерком, так что на
        одном листочке умещался весь текст.
        В Твери народ искренне и глубоко любил архипастыря. Еще издали завидев его,
        люди останавливались и кланялись ему.
        В 1936г. власти отбирали у православных последние храмы. Обновленцы ездили
        по всей епархии, требуя от настоятелей передачи им храмов. Но духовенство,
        зная своего архиепископа-подвижника и его наставления относительно обновленцев,
        не поддавалось ни на уговоры, ни на угрозы.
        29 сентября 1936г. власти лишили Владыку Фаддея регистрации и запретили ему
        служить, но владыка продолжал служить в последнем не закрытом храме за Волгой.
        В декабре 1936г. митрополит Сергий назначил на Тверскую кафедру архиепископа
        Никифора (Никольского). Однако признание архиепископа Фаддея великим праведником
        было столь безусловным, что духовенство епархии по-прежнему сносилось с ним, как
        со своим правящим архиереем.
        В конце 1936г. архиепископ Фаддей был уволен на покой
      Места проживания
        Калинин, ул.Бонч-Бруевича, 30–1 
        Год окончания 1937 
      Аресты
        Тверь (Калинин) 
        Год ареста 1937 
        День ареста 20 
        Месяц ареста 12 
        Архиепископ Фаддей был арестован 20 декабря около 8 часов вечера.
        При обыске сотрудники НКВД перерыли весь дом, обыскивали его до 5 часов утра,
        но ничего ценного для себя не нашли. Были "изъяты" панагия, кресты, потир, дароносица,
        облачение, 27 штук свечей, 30 четок, духовные книги, тетради с записями
        архиепископа, официальные циркуляры Московской Патриархии, фотографии, два
        архиерейских жезла.
        Через три дня после ареста владыки была арестована его келейница и секретарь
        Вера Васильевна Трукс (погибла в ИТЛ в 1942г.)
      Осуждения
        тройка при УНКВД СССР по Калининской обл. 
        29/12/1937 
        Обвинение "контрреволюционная агитация, руководство церковно-монархической контрреволюционной организацией" 
        Приговор=высшая мера наказания — расстрел 
        Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Д.20712-С.
        Десять дней Владыка находился под арестом, в одной камере с уголовниками,
        мужественно претерпевая нравственные и физические страдания.
        Потерявшие человеческий облик люди заталкивали немощного старца под нары
        и время от времени ставили туда консервную банку с нечистотами,
        кощунственно приговаривая: "Вот тебе твое кадило!.." А старец лишь безмолвно
        молился за своих мучителей.
        В житии архиепископа рассказывается следующая история.
           "И произошло чудо: Сама Матерь Божия вступилась за беззащитного.
            Однажды ночью Она явилась во сне главарю уголовников и грозно сказала:
                "Не трогайте святого мужа, иначе вы все лютой смертью погибнете!"
            Наутро он пересказал сон товарищам, и они бросились под нары глянуть —
            жив ли еще святой старец. Из-под нар их осиял ослепительный свет —
            свет нетварный, тихий спутник достигших совершенства делателей
            непрестанной Иисусовой молитвы...
            Они помогли обессилевшему архиепископу выбраться из-под нар, все
            просили у него прощения. С того дня уж насмешки над ним прекратились
            и уголовники даже начали заботиться о владыке.
            И, что совершенно уму человеческому непостижимо, все эти люди,
            мучившие Святителя, но покаявшиеся, остались живы, хотя некоторые из
            них были мобилизованы на фронт и прошли войну. Такова сила покаяния и
            прощения грехов, такова сила молитвы святого Владыки".
        Начальство заметило перемену в отношении заключенных к владыке и перевело
        в другую камеру.
        Виновным себя архиепископ Фаддей не признал.
        Через день после ареста, по постановлению тройки при УНКВД Калининской обл.
        от 29 декабря 1937г. он был приговорен к расстрелу
      Места заключения
        Калинин (Тверь) 
        Год начала 1937 
        День начала 20 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1937 
        День окончания 31 
        Месяц окончания 12 
    Кончина
      1937 
      День 31 
      Месяц 12 
      расстрел 
      Место Калинин (Тверь) 
      Место захоронения Калинин (Тверь), Вознесенский собор 
      По одним данным, был 31 декабря 1937г. расстрелян, по другим — по пути
      следования к месту расстрела, палачи утопили его в нечистотах.
      26 октября 1993г., в день празднования Иверской иконы Божией Матери, были
      обретены его святые мощи. Они были перенесены в Вознесенский собор Твери.
      Как при жизни архипастыря, так и после его мученической кончины, многие
      обращающиеся к нему, получают по его молитвам исцеления и утешения в скорбях
    Канонизация
      Священномученик архиепископ Фаддей (Успенский) 
      Дата 19970223 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 
      Тропарь, глас 1:
         Хвала Богу и жертва живая житие твое, священномучениче Фаддее, явися.
         Постом, бдением и молитвою Небесная дарования приим, многим добрый
         помощник и утешитель бысть. Пастырскою мудростию и тихостию нрава украшен,
         лукавства врагов Христовых препобедил еси. Слава Давшему тебе во страданиих
         крепость, слава, яко мученика, Венчавшему тя, слава Действующему тобою
         всем исцеления.
      Кондак, глас 4:
         Духа небоязни, силы, любви и упования даде Пастыреначальник ти,
         святителю Фаддее, во страдании бо твоем благодарение Богу воздавал еси
         и в гонениях страждущия утешал еси, глаголя: Не унывайте,
         Христос бо с нами есть
      Дни памяти
        1
          Старый стиль 18.12 
          Новый стиль 31.12 
          день мученической кончины (1937г.) 
        2
          Старый стиль 13.10 
          Новый стиль 26.10 
          день обретения мощей (1993г.) 
        3
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
    Реабилитация
      Дата 19890410 
      Кем реабилитирован Прокуратура Тверской обл. 
      По году репрессий 1937 
    Публикации
      1 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994.  
      С.900. 
      2 Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.6.  
      С.325–327. 
      3 ЖМП. 1997. N 4.  
      С.36–38. 
      4 Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1999. Кн.3.  
      С.481–565,613–619. 
      5 Тимиряев Е.Р. "Много скорбей понесешь..."// Православная Житомирщина. 2000. Вересень.  
      С.7. 
      6 http://ru.wikipedia.org/wiki/ (Википедия — Свободная энциклопедия. Фаддей (Успенский)). 
      7 Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937–1938. Т.1. Тверь: "Альба", 2000.  
      С.442. 
      8 http://days.pravoslavie.ru/life/life358.htm (ПРАВОСЛАВИЕ.RU. Православный календарь. Житие священномученика Фаддея, архиепископа Калининского и Кашинского. Часть Первая). 
    Заявители
      монахиня Сергия (Филиппова) 
      Использованы материалы:
          Епископ Фаддей (Успенский). Речь, сказанная архимандритом Фаддеем при наречении его во епископа 20 декабря 1908г. Москва, изд. "Елеон"., 1998. С.8–12.
          ВЕВ (Волынские Епархиальные Ведомости) 1909г. 17 мая. N 20. ч.оф. С.221. (Награждение епископа Фаддея орденом св.Владимира III степени).
          ВЕВ 1909г. 4 января. N 1. ч.неоф. С.8–12. Наречение и хиротония о.архимандрита Фаддея во епископа Владимиро-Волынского
          ВЕВ 1909г. 11 января. N 2. ч.неоф. С.46–50. Священник Феодор Казанский. Впечатления и мысли при архиерейской хиротонии.
          ВЕВ 1910г. 10 июня. N 24. С.439. Епископ Фаддей (Успенский). Действия Духа Святого в душе человека (Духовному юношеству).
          ВЕВ 1910г. 17 июня. N 25. С.457–458. Епископ Фаддей (Успенский). Духовному юношеству, оканчивающему курс семинарии.
          ВЕВ 1910г. 25 февраля. N 9. С.168–169. Епископ Фаддей (Успенский). К предстоящим дням Великого Поста. "Когда поститесь, не будьте унылы" (Мф.6,16).
          ВЕВ 1910г. 25 февраля. N 1. С.4. Епископ Фаддей (Успенский). Обновление жизни совершаетсячерез духовный подвиг.
          Речь преосвященнейшего Фаддея, епископа Владимиро-Волынского при открытии миссионерского съезда в Почаеве 17 сентября 1909г. Прибавление к Почаевскому Листку 1909 N 50. Монашеский листок.
          ГА. Житомирской обл. Ф.1. Оп.49. ЛЛ.170–172об. Циркуляр в Духовную Консисторию в.у. Волынской епархии епископа Фаддея от 13/26 марта 1919г. N 71. Житомир.
          ГА. Житомирской обл. Ф.1. Оп.49. Л.168об. Циркуляр в Духовную Консисторию в.у. Волынской епархии епископа Фаддея от 16/29 марта 1919г. N 73. Житомир.
          ГА. Житомирской обл. Ф.1. Оп.49. Циркуляр в Духовную Констисторию от 28 октября 1919г. N 152. N 5859/837
    Документы
      ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. 
      Л.89. 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ