Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT Прославленные новомученики
Никон (Беляев Георгий Николаевич)
    Никон (Беляев Георгий Николаевич) 
    Год рождения 1886 
    День рождения 15 
    Месяц рождения 8 
    Место рождения Московская губ., Коломенский (Серпуховский) у., с.Савельево 
    архимандрит 
    По данным [7] родился в с.Протопопово Коломенского уезда.
    Родился в семье священника Николая Николаевича Беляева
    Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[по 1918г.] [1918-1919гг.] [1919-1922гг.] [1922-1925гг.] [1925-1935гг.] [1935-1937гг.]
      Образование
        Коломенское духовное училище
        Год окончания 1902 
        Московская Духовная Семинария
        Год поступления 1902 
        Год окончания 1908 
      Служение
        Московская губ., Московский у., с.Чашниково 
        Должность учитель церковно-приходской школы 
        Год начала 1908 
        Год окончания 1918 
        При школе был интернат, где дети жили во время обучения. Георгий Николаевич со
        временем стал для них не только учителем, но и мудрым воспитателем, и любящим
        отцом. Живя среди детей-учеников, он уже не помышлял о своей семье.
        Воспитывая детей, он заботился о просвещении и воспитании и их родителей.
        По инициативе Георгия Николаевича для борьбы с пороком пьянства было создано
        Троицко-Алексеевское братство трезвости и при нем миссионерский кружок.
        Желая получить как можно больше книг и брошюр, полезных для миссионерского кружка,
        он обратился к архиепископу Никону (Рождественскому), занимавшемуся в то время
        миссионерской и издательской деятельностью, с которым он был давно знаком.
        Владыка Никон, выслав книги и брошюры, в феврале 1917г. писал Георгию Николаевичу:
              
        "Радуюсь, что открывается Ваш кружок миссионерский. Помоги Вам Бог...
               Нельзя больше дремать. Волки бродят кругом... И пастыри, и подпаски —
               все должны стоять на стороже"
      Рукоположение
        иерей 
        1918 
        Месяц 3 
        После рукоположения до августа 1918г. оставался и учителем в школе.
        В это время тяжело заболел его отец, и о.Георгий был назначен на место
        больного отца в Троицкую церковь с.Протопопово
      Служение
        Московская губ., Коломенский у., с.Протопопово, Троицкая церковь 
        иерей 
        Год начала 1918 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1919 
        Месяц окончания 1 
        Архиепископ Никон, узнав о болезни священника Николая Беляева, 20 ноября 1918г.
        писал его сыну о.Георгию:
             "Дорогой о.Георгий, благослови Вас Господи. Господь судил послужить Вам
              болящему родителю, свято исполните сей священный долг Ваш... Время страшное:
              видны знамения антихристовы... Молим Господа, чтобы Он еще и еще потерпел
              грехам нашим и еще раз отвернул бы этого сына погибели, но слышно его
              гнусное дыхание, и не видно со стороны верующих ему должного отпора.
              Творится что-то невероятное. Православных на бумаге набирается до 80–90
              миллионов в России — их отец и Первоиерарх арестован, и где же они?
              А ведь сказано в Писании: поражу Пастыря и разыдутся овцы...
              И то думаю:...лучше жгите те мои письма, чтобы не нажить Вам беды и не
              быть, как говорится, бестолковым мучеником...
              А Вы, посвятив себя Единому Богу, отдайтесь всецело Ему на служение.
              Свободные от семьи, Вы сугубо должны это сделать. А служите Ему там,
              где Он укажет Сам. Повторяю, что лично говорил Вам, — молитесь: скажи
              мне, Господи, путь, воньже пойду.
                 От болящего Архиерея болящему иерею Николаю — Божие благословение,
                 и Вам, его чаду возлюбленному".

        Став священником, о.Георгий первое, что решил — не брать вознаграждений за
        исполнение треб. Пользовался лишь тем, что прихожане подадут сами, по своей
        милости и вразумлению Божию
      Аресты
        Московская губ., Коломенский у., с.Протопопово 
        Год ареста 1919 
        В приходе, кроме священника, были псаломщик и сторож.
        В августе 1919г., по инициативе о.Георгия, был устроен сбор продуктов на их содержание.
        Когда продукты уже были собраны и отвезены старосте, туда явились представители власти.
        Все было реквизировано, а о.Георгий арестован и отправлен в Коломенскую тюрьму
      Осуждения
        ././1919 
        Приговор 2 недели принудительных работ 
      Места заключения
        Московская губ., г.Коломна, тюрьма 
        Год начала 1919 
        Год окончания 1919 
        После отбытия наказания вернулся на приход
      Служение
        Московская губ., Коломенский у., с.Протопопово, Троицкая церковь 
        иерей 
        Год начала 1919 
        Год окончания 1921 
        Вернувшись в село, о.Георгий еще ревностней приступил к исполнению своих
        священнических обязанностей. Он ежедневно и неустанно проповедовал в храме.
        Каждое воскресенье вечером он устраивал беседы на религиозные темы.
        собирал детей для уроков по Закону Божиему в нанятом им у одной вдовы частном
        доме. Председатель волостного совета, узнав об этом, отказал ей в разрешении на
        получение дров в отместку за то, что она сдает дом для церковных нужд.
        Тогда о.Георгий стал устраивать занятия с детьми у себя. Он подарил каждому из
        детей небольшое Евангелие, как напутствие на их дальнейшую христианскую жизнь.
        В марте 1920г. заведующий военным отделом при Протопоповском волисполкоме
        предложил священнику обратиться к властям, чтобы устроить публичный диспут с
        безбожниками. О.Георгий ответил:
             "Нет никакого смысла устраивать диспут, да и выступать... Истина не требует
              защиты, и безумные восстающие на истину: сами разобьют свои пустые головы
              о ее твердыни".

        Перед праздником Рождества в приходе были собраны продукты на содержание
        Коломенского епископа и для бедствующих прихожан. Поскольку собрано было немного,
        то все было роздано только неимущим прихожанам. Волисполком запросил о.Георгия,
        на каком основании и для каких целей он собирал продукты. На это он ответил:
              "Волисполком не имеет права требовать отчета от него в этом отношении и
               даже проявлять интерес, так как такой поступок исполкома есть вмешательство
               во внутренние дела Церкви".

        От священника потребовали, чтобы он сообщил имена жертвователей, но о.Георгий
        отказался это делать.
        Местные осведомители предприняли особые усилия для получения сведений о жизни
        прихода, но безуспешно. Из отчета осведомителя:
              "Дела, проделываемые попом, делаются так секретно, что пока никак не
               удается мне проникнуть в его кружок, так как чужих людей они остерегаются,
               а своих хорошо знают".

        Из доноса в политбюро Коломенского уезда в январе 1921г.:
               "...В с.Протопопово на паперти храма висит написанное большими буквами
                объявление:
                    "Религия — свет для народа"".

        (Написано оно было по случаю празднования Крещения Господня)
        Из рапорта местного осведомителя:
                "...Священник с.Протопопово ведет агитацию против Советской власти,
                 устраивает разные беседы, преподает Закон Божий. Прошу принять меры...".

        Из показаний о.Георгия Беляева на допросе в ГПУ в 1922г.:
              "Я всецело отдался церковной деятельности. Смотрю на личную и общественную
              жизнь с христианской точки зрения... Считаю долгом своей совести
              подчиняться существующей власти... Священник сегодня не полноправный
              гражданин, в правах мы урезаны. Меня... это нисколько не печалит, потому
              что я хотел бы отдать себя всецело церковной деятельности. Я живу в приходе,
              исполняя священнические обязанности; если приходится исполнять какие-либо
              гражданские обязанности, то таковые я также выполняю, сознавая необходимость
              и полезность государства...
              Что касается бесед с прихожанами, то таковые происходят в храме во время
              богослужений. Начиная с середины осени до Пасхи беседы бывают на дому и в
              церковной сторожке...
              Говорил проповеди, раскрывая положительную сторону христианского
              вероучения, говорил против неверия, касаясь лишь мировоззрения и стараясь
              лишь, чтобы вложить в душу слушателей христианский взгляд на природу
              человека, на его назначение в жизни....
              По вечерам в храме совершался молебен с пением его всеми присутствующими.
              Во время молебна произносились проповеди такого же характера, как и за литургией.
              Молящиеся были преимущественно женщины, человек тридцать.
              В прошлом году беседы велись в доме церковного старосты на религиозные темы.
              Слушателями были мужчины и женщины. Мужчин было человек пять, женщин —
              человек десять".

        После Пасхи 1921г. о.Георгия пригласили в деревни прихода, чтобы он и там отслужил
        пасхальный молебен. В д.Сычево он обошел всех прихожан, а затем все с иконами
        направились в часовню, расположенную посреди деревни, где был отслужен пасхальный
        молебен. Из любопытства пришли и жившие в деревне старообрядцы. После молебна
        о.Георгий, обращаясь к молящимся, воскликнул: "Христос воскресе!" Но ответили
        ему "Воистину воскресе!" одни православные, а старообрядцы промолчали.
        Увидев это, о.Георгий обратился ко всем собравшимся с горячей проповедью:
              "Не все ли равно — сказать два раза аллилуйя, не все ли равно — сказать
               и три раза, не все ли равно, что помолиться тремя пальцами, что двумя.
               Перед нами стоит общий враг — и этот враг — неверие. Враг этот очень
               сильный и опасный. С ним мы с вами должны бороться. Борьба эта зависит
               от каждого из вас. Ни в одной стране, ни в одном государстве нет таких
               порядков, как у нас теперь на Руси святой. Кучка людей ведет за собой массу,
               как стадо баранов... Теперь масса людей, детей, оторванных от отцов и
               матерей, воспитываются по усмотрению неверующих. Люди эти становятся
               развратниками и хулиганами, и их у нас много теперь. Я бываю в Коломне,
               в Москве. Некоторые дети бросаются ко мне, просят благословения, целуют
               крест. Другие проходят мимо с насмешками, насмехаются, как и взрослые.
               Это стало корнем зла, великого зла, с которым мы с вами должны бороться,
               как с нашим общим врагом... Сегодня наш общий праздник Воскресения Христова,
               который мы с вами празднуем в великоторжественном веселии, а потому и говорю
               я вам: "Христос воскресе!""

        И на этот раз все согласно ответили: "Воистину воскресе!"
      Аресты
        Московская губ., Коломенский у., с.Протопопово 
        Год ареста 1921 
        День ареста 4 
        Месяц ареста 11 
        4 ноября 1921г. в доме священника был произведен обыск, о.Георгий был арестован
        и заключен в Бутырскую тюрьму
      Осуждения
        07/02/1922 
        Обвинение "антисоветская агитация" 
        Приговор 3 года высылки в Архангельскую губ. 
        По данным [7] — 18 февраля 1922г. по постановлению Московского ГПУ выслан
        в Архангельскую губ. на 3 года
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1921 
        День начала 4 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1922 
        День окончания 21 
        Месяц окончания 2 
        Архангельск, тюрьма 
        Год начала 1922 
        День начала 25 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1922 
        День окончания 16 
        Месяц окончания 3 
        25 февраля 1922г. под конвоем прибыл в Архангельск, откуда 16 марта был отправлен дальше
        в город Мезень
        Архангельская губ., г.Мезень 
        Год начала 1922 
        День начала 16 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1922 
        День окончания 11 
        Месяц окончания 10 
        После прибытия в Мезень получил приход и до ареста служил священником в местной
        церкви
      Аресты
        Архангельская губ., г.Мезень 
        Год ареста 1922 
        День ареста 11 
        Месяц ареста 10 
        Обвинение при аресте "к/р агитация во время богослужения" 
      Осуждения
        13/01/1923 
        Приговор из-под стражи освободить в связи с прекращением уголовного дела 
      Места заключения
        Архангельская губ., г.Мезень 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1925 
        В Мезени не мог найти работу, а приискать работу за пределами
        маленького городка ему не было дозволено властями, о.Георгий написал прошение
        в Красный Крест. Он писал:
              "...Меня обвиняют не за конкретное преступление, а за контрреволюционное
               направление вообще, хотя моя деятельность заключалась только в исполнении
               священнических обязанностей и в удовлетворении связанных с ними нужд по
               оказанию материальной и духовной помощи его прихожанам".

        По ходатайству Красного Креста ему было разрешено свободное проживание и передвижение
        в пределах Архангельской губернии. Домой вернуться ему не разрешили.
        В 1925г. он был освобожден из ссылки и вернулся на родину
      Рукоположение
        архимандрит 
        Никон 
        1925 
        Месяц 8 
        Место Московская губ., Коломенский у., Старо-Голутвинский мужской монастырь 
        Кто рукоположил епископ Коломенский Феодосий (Ганицкий) 
        Был пострижен в мантию, возведен в сан архимандрита и поставлен
        наместником Старо-Голутвина монастыря
      Служение
        Московская губ., Коломенский у., Старо-Голутвин мужской монастырь 
        архимандрит 
        Должность наместник монастыря 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1929 
        В 1929г. монастырь был закрыт
      Аресты
        Московская губ., Коломенский у., территория Старо-Голутвина мужского монастыря 
        Год ареста 1929 
        День ареста 14 
        Месяц ареста 5 
        В мае 1929г. архимандрит Никон был арестован за "антисоветскую агитацию при
        произнесении проповедей".

        На допросе он заявил:
             "Иногда я произношу проповеди для укрепления веры в слушателях. В отдельных
              проповедях приходится касаться безбожников, так, по моему мнению, легко
              относящихся к вопросам веры. При этом я ссылаюсь на более авторитетных лиц,
              которые вопрос о бытии Бога решали не так легко.
              В праздничные дни я читаю специальную молитву, списанную мной в Московском
              Петровском монастыре... Содержание выдержки следующее:
                  "Господи Боже наш, Великий и Многомилостивый! Сохрани под крылами
                   Твоея благости вся православныя архиереи, даждь им Церковь Российскую
                   сохранити и управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти, злыя же
                   волки далече отогнати и козни их сокрушити. Сохрани и вся люди Твоя от
                   тлетворных учений, от церковных соблазнов, неверия. В напастях терпение
                   подаждь нам..."
             Под волками подразумеваются все, восстающие на Церковь и веру. Сюда же
             относятся активные безбожники, но кто они, безбожники, нас не касается.
             Под напастями я понимаю всякое несчастье в жизни человека. Ссылка и арест
             тоже относятся к несчастьям — напастям.
             Под врагами Церкви я понимаю всех, кто разрушает веру и Церковь.
             Член ВКП (б) как коммунист мне безразличен, но коммунист-активный безбожник

             — враг Церкви, разрушитель веры... "
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 
        26/07/1929 
        Обвинение "антисоветская агитация при произнесении проповедей" 
        Приговор 3 года концлагерей 
      Места заключения
        Соловецкий лагерь особого назначения 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1932 
        День окончания 9 
        Месяц окончания 8 
        По окончании лагерного срока без рассмотрения дела был приговорен
        к 3 годам ссылки в Северный край решением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ
        от 26 июля 1929г., отправив туда тюремным этапом
        Северный край, ссылка 
        Год начала 1932 
        Год окончания 1935 
        Ссылку отбыл. По окончании срока вернулся в Московскую епархию
      Служение
        Московская о., Луховицкий р., с.Белоомут, храм Трех Святителей 
        архимандрит 
        Год начала 1935 
        Московская о., г.Волоколамск, Власьевская церковь 
        архимандрит 
        Год окончания 1937 
        В 1936г. был приговорен к штрафу в размере 200 руб. за то, что отпел умершего
        прихожанина без регистрации смерти в государственных учреждениях
      Места проживания
        Московская о., г.Волоколамск, Комсомольская, 20 
        Год окончания 1937 
        День окончания 27 
        Месяц окончания 11 
      Аресты
        Московская о., г.Волоколамск 
        Год ареста 1937 
        День ареста 27 
        Месяц ареста 11 
        В 1937г. секретарь Волоколамского горсовета по требованию НКВД дал следующую
        характеристику деятельности архимандрита Никона:
             "В городе проводит оживленную работу среди церковников, устраивая всякого
              рода собрания граждан и мобилизуя их на религиозную пропаганду... ".

        Вскоре архимандрит Никон был арестован и заключен в Волоколамскую тюрьму
      Осуждения
        тройка при УНКВД СССР по Московской обл. 
        05/12/1937 
        Обвинение "активный организатор контрреволюционной группы, в которую входили служители культа, контрреволюционная а/с деятельность, направленная на срыв мероприятий Советской власти" 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Из показаний "свидетеля":
             "Его дом систематически посещают служители культа из сельской местности,
              в его квартире проходят тайные контрреволюционные сборища, но что на них
              обсуждают, мне не известно...
              Квартиру часто посещали верующие из ближайших селений, которых Беляев
              дружески принимал...
              Кроме этого, весной 1937г. в магазине, где присутствовало человек десять
              колхозников, Беляев заявил:
                  "Издала Советская власть закон о свободной продаже хлеба, а сама его
                   не выполняет, крестьяне собирают хлеб, а целыми днями стоят в очередях,
                   хлеб разбирают по учреждениям, а горожане остаются голодными... ".
              Кроме этого, в ноябре 1937г. к нему в дом постучались три колхозника из
              деревни Ченцы. К ним вышел Беляев и около дома говорил:
                  "Меня, наверное, скоро арестуют коммунисты. Они сейчас усиливают гонения...
                   Я вас прошу, реже посещайте мою квартиру... ".
              Летом 1937г. Беляев возвращался домой после совершения в церкви Всенощной
              с группой лиц. Ночью я никого из них не узнал. Беляев около своего дома
              говорил:
                  "У Советской власти правды ни в чем нет и не будет. Вот, меня судили
                   три раза ни за что. Так же будет и с новой конституцией — останется
                   она на бумаге, а в жизни будут проводиться такие же репрессии, как
                   и раньше"".

        Виновным в предъявленных обвинениях архимандрит Никон себя не признал
      Места заключения
        Московская о., г.Волоколамск, тюрьма 
        Год начала 1937 
        День начала 27 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1937 
        Месяц окончания 12 
    Кончина
      1937 
      День 10 
      Месяц 12 
      расстрел 
      Место Московская о., пос.Бутово, "Бутовский полигон" 
      Место захоронения Московская о., пос.Бутово, "Бутовский полигон" 
    Канонизация
      Преподобномученик архимандрит Никон (Беляев) 
      Дата 26/12/2003 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 26 декабря 2003г. 
      Кто представил Московская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 27.11 
          Новый стиль 10.12 
          день мученической кончины (1937г.) 
    Реабилитация
      1
        Дата 19/08/1989 
        Кем реабилитирован Прокурор Московской обл. 
        По году репрессий 1937 
      2
        Дата 24/11/1992 
    Публикации ->
      1.Алонин М.А. Расстрельные списки. Священнослужители. Казнены в Бутово// Вечерняя Москва. 1993. 23 авг.
      2.Дубинский А.Ю. Московская Духовная Семинария: Алфавитный список выпускников 1901–1917 годов (генеалогический справочник). М.: Прометей, 1998. 123 с. С.10.
      3.Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937–19.10.1938. М.:"Зачатьевский монастырь", 1997. 420с. С.37.
      4.Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово. М.:ПСТБИ, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995. 19с.
      5.Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2003 года под председательством Патриарха Алексия II.
      6.Московские Епархиальные Ведомости. 2004. N 9–10. С.128.
      7.Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Дополнительный том III. Тверь:"Булат", 2005. С.224–234.
      8.За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951). Биографический справочник/ Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. 688с. С.50.
    Документы ->
      1.Списки клириков и мирян, расстрелянных и захороненных в районе пос. Бутово Московской обл.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ