Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT Прославленные новомученики Никон (Беляев Георгий Николаевич) => oc1.28
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
    Служение
      Московская губ., Коломенский у., с.Протопопово, Троицкая церковь 
      иерей 
      Год начала 1919 
      Год окончания 1921 
      Вернувшись в село, о.Георгий еще ревностней приступил к исполнению своих
      священнических обязанностей. Он ежедневно и неустанно проповедовал в храме.
      Каждое воскресенье вечером он устраивал беседы на религиозные темы.
      собирал детей для уроков по Закону Божиему в нанятом им у одной вдовы частном
      доме. Председатель волостного совета, узнав об этом, отказал ей в разрешении на
      получение дров в отместку за то, что она сдает дом для церковных нужд.
      Тогда о.Георгий стал устраивать занятия с детьми у себя. Он подарил каждому из
      детей небольшое Евангелие, как напутствие на их дальнейшую христианскую жизнь.
      В марте 1920г. заведующий военным отделом при Протопоповском волисполкоме
      предложил священнику обратиться к властям, чтобы устроить публичный диспут с
      безбожниками. О.Георгий ответил:
           
      "Нет никакого смысла устраивать диспут, да и выступать... Истина не требует
            защиты, и безумные восстающие на истину: сами разобьют свои пустые головы
            о ее твердыни".

      Перед праздником Рождества в приходе были собраны продукты на содержание
      Коломенского епископа и для бедствующих прихожан. Поскольку собрано было немного,
      то все было роздано только неимущим прихожанам. Волисполком запросил о.Георгия,
      на каком основании и для каких целей он собирал продукты. На это он ответил:
            "Волисполком не имеет права требовать отчета от него в этом отношении и
             даже проявлять интерес, так как такой поступок исполкома есть вмешательство
             во внутренние дела Церкви".

      От священника потребовали, чтобы он сообщил имена жертвователей, но о.Георгий
      отказался это делать.
      Местные осведомители предприняли особые усилия для получения сведений о жизни
      прихода, но безуспешно. Из отчета осведомителя:
            "Дела, проделываемые попом, делаются так секретно, что пока никак не
             удается мне проникнуть в его кружок, так как чужих людей они остерегаются,
             а своих хорошо знают".

      Из доноса в политбюро Коломенского уезда в январе 1921г.:
             "...В с.Протопопово на паперти храма висит написанное большими буквами
              объявление:
                  "Религия — свет для народа"".
      (Написано оно было по случаю празднования Крещения Господня)
      Из рапорта местного осведомителя:
              "...Священник с.Протопопово ведет агитацию против Советской власти,
               устраивает разные беседы, преподает Закон Божий. Прошу принять меры...".

      Из показаний о.Георгия Беляева на допросе в ГПУ в 1922г.:
            "Я всецело отдался церковной деятельности. Смотрю на личную и общественную
            жизнь с христианской точки зрения... Считаю долгом своей совести
            подчиняться существующей власти... Священник сегодня не полноправный
            гражданин, в правах мы урезаны. Меня... это нисколько не печалит, потому
            что я хотел бы отдать себя всецело церковной деятельности. Я живу в приходе,
            исполняя священнические обязанности; если приходится исполнять какие-либо
            гражданские обязанности, то таковые я также выполняю, сознавая необходимость
            и полезность государства...
            Что касается бесед с прихожанами, то таковые происходят в храме во время
            богослужений. Начиная с середины осени до Пасхи беседы бывают на дому и в
            церковной сторожке...
            Говорил проповеди, раскрывая положительную сторону христианского
            вероучения, говорил против неверия, касаясь лишь мировоззрения и стараясь
            лишь, чтобы вложить в душу слушателей христианский взгляд на природу
            человека, на его назначение в жизни....
            По вечерам в храме совершался молебен с пением его всеми присутствующими.
            Во время молебна произносились проповеди такого же характера, как и за литургией.
            Молящиеся были преимущественно женщины, человек тридцать.
            В прошлом году беседы велись в доме церковного старосты на религиозные темы.
            Слушателями были мужчины и женщины. Мужчин было человек пять, женщин —
            человек десять".

      После Пасхи 1921г. о.Георгия пригласили в деревни прихода, чтобы он и там отслужил
      пасхальный молебен. В д.Сычево он обошел всех прихожан, а затем все с иконами
      направились в часовню, расположенную посреди деревни, где был отслужен пасхальный
      молебен. Из любопытства пришли и жившие в деревне старообрядцы. После молебна
      о.Георгий, обращаясь к молящимся, воскликнул: "Христос воскресе!" Но ответили
      ему "Воистину воскресе!" одни православные, а старообрядцы промолчали.
      Увидев это, о.Георгий обратился ко всем собравшимся с горячей проповедью:
            "Не все ли равно — сказать два раза аллилуйя, не все ли равно — сказать
             и три раза, не все ли равно, что помолиться тремя пальцами, что двумя.
             Перед нами стоит общий враг — и этот враг — неверие. Враг этот очень
             сильный и опасный. С ним мы с вами должны бороться. Борьба эта зависит
             от каждого из вас. Ни в одной стране, ни в одном государстве нет таких
             порядков, как у нас теперь на Руси святой. Кучка людей ведет за собой массу,
             как стадо баранов... Теперь масса людей, детей, оторванных от отцов и
             матерей, воспитываются по усмотрению неверующих. Люди эти становятся
             развратниками и хулиганами, и их у нас много теперь. Я бываю в Коломне,
             в Москве. Некоторые дети бросаются ко мне, просят благословения, целуют
             крест. Другие проходят мимо с насмешками, насмехаются, как и взрослые.
             Это стало корнем зла, великого зла, с которым мы с вами должны бороться,
             как с нашим общим врагом... Сегодня наш общий праздник Воскресения Христова,
             который мы с вами празднуем в великоторжественном веселии, а потому и говорю
             я вам: "Христос воскресе!""
      И на этот раз все согласно ответили: "Воистину воскресе!"
    Аресты
      Московская губ., Коломенский у., с.Протопопово 
      Год ареста 1921 
      День ареста 4 
      Месяц ареста 11 
      4 ноября 1921г. в доме священника был произведен обыск, о.Георгий был арестован
      и заключен в Бутырскую тюрьму
    Осуждения
      07/02/1922 
      Обвинение "антисоветская агитация" 
      Приговор 3 года высылки в Архангельскую губ. 
      По данным [7] — 18 февраля 1922г. по постановлению Московского ГПУ выслан
      в Архангельскую губ. на 3 года
    Места заключения
      Москва, Бутырская тюрьма 
      Год начала 1921 
      День начала 4 
      Месяц начала 11 
      Год окончания 1922 
      День окончания 21 
      Месяц окончания 2 
      Архангельск, тюрьма 
      Год начала 1922 
      День начала 25 
      Месяц начала 2 
      Год окончания 1922 
      День окончания 16 
      Месяц окончания 3 
      25 февраля 1922г. под конвоем прибыл в Архангельск, откуда 16 марта был отправлен дальше
      в город Мезень
      Архангельская губ., г.Мезень 
      Год начала 1922 
      День начала 16 
      Месяц начала 3 
      Год окончания 1922 
      День окончания 11 
      Месяц окончания 10 
      После прибытия в Мезень получил приход и до ареста служил священником в местной
      церкви

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ