Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ФИО Фортунатов Игорь Константинович Дела o87.375 => o87.375 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
    Образование
      Москва, Тимирязевская Сельскохозяйственная Академия, агрономический факультет
      Год окончания 1931 
      Дедушка Игоря, Алексей Федорович Фортунатов привил ему с юношеских лет любовь к природе.
      В середине 1920-х годов Игорь Фортунатов поступил на агрономическое отделение
      Петровской (Тимирязевской) Сельскохозяйственной Академии.
      После окончания Сельскохозяйственной Академии он был распределен на работу в
      "Садвинтрест". Принимал участие в создании садов в различных местностях СССР:
      в Хвалынске Саратовской обл., в совхозах Московской, Рязанской и Калужской областей.
      Одновременно учился в Научном институте усовершенствования специалистов сельского
      хозяйства Наркомата Земледелия РСФСР
      Научный институт усовершенствования специалистов сельского хозяйства НКЗ РСФСР
      Год поступления 1931 
      После окончания института проводил исследования по биологии плодовых культур.
      Работал в Комплексной почвенно-биологической экспедиции НКЗ СССР, руководимой
      профессором П.Г.Шиттом.
      Были обследованы Московская, Калужская, Рязанская и Тульская области и определены
      закладки крупных площадей плодовых садов и ягодников на 2-ю пятилетку.
      Будучи студентом, он, продолжая посещать христианские кружки, познакомился там с
      молодыми людьми из Данилова монастыря и сам стал туда ездить. Духовным руководителем
      его стал архимандрит Даниловского монастыря о.Георгий (Лавров).
      Его простота, вмещавшая в себя и мудрость, и крепкую волю, а главное, удивительную
      мягкость, терпимость, широту воззрений и безграничную любовь, привлекала к нему
      многих духовных чад, особенно среди людей высокообразованных и подростков.
      Во время возникших разногласий из-за политики митрополита Сергия он убеждал
      братию не вносить новых разделений в Церковь, и без того бедствующую, и остался
      на стороне Заместителя Патриаршего Местоблюстителя.
      Из [Зв1] по материалам книги "Житие преподобноисповедника Георгия, Даниловского
      Чудотворца":
        
      "Некоторые питомцы старца, тогда еще студенты, впоследствии стали видными
         учеными. Среди них известные хирурги, руководители больших институтов
         Н.А.Овчинников и С.С.Утешев; профессор Львовского университета А.В.Чичерин,
         проф.МГУ геолог С.Н.Наумова, проф. МГУ геоботаник В.С.Говорухин; кандидат
         биологических наук и агроном, озеленявший пустыню, где отбывал "сроки"
         И.К.Фортунатов и др.
         Устраивал [о.Георгий] и дела монастырей. Например, по его благословению два
         его духовных сына, студенты-агрономы И.К.Фортунатов и И.А.Сатаев были
         направлены в Спасо-Богородицкий женский монастырь, где руководили довольно
         большим хозяйством обители"
    Служение
      Москва, храм свт.Николая в Кленниках 
      Должность алтарник 
      Год окончания 1933 
      День окончания 26 
      Месяц окончания 1 
      После ареста о.Георгия (Лаврова) Игорь стал духовным сыном о.Сергия Мечева.
      Он посещал храм Николая в Кленниках на Маросейке, где
      служил о.Сергий Мечев, был "дьячком" (помогал в алтаре).
      Там он познакомился с Анной Дмитриевной Кузьминой и со временем сделал ей
      предложение.
      Из воспоминаний Е.В.Чичериной [Зв1], по материалам книги "У Бога все живы":
         "Гостил у нас один батюшкин духовный сын — молодой человек из Москвы
          [Игорь Фортунатов]. Он никак не мог решить, жениться ли ему или быть
          монахом. Сам про себя он говорил, что у него созерцательное настроение.
          В кармане он носил четки, часто их терял на работе... Мы ...
          подсмеивались над его сентиментальностью и мечтательностью. Батюшка много
          уделял ему времени и при нем особенно часто рассказывал о своей жизни,
          об Оптиной... ".

      Пожениться Игорь Константинович и Анна Дмитриевна не успели, т.к. в начале
      1933г. Игорь Константинович был арестован и осужден, и они оставались женихом
      и невестой
    Места проживания
      Московская о., Алексинский р., станция Средняя, совхоз "Красное" Моссадвинсовхозтреста 
      Год окончания 1933 
      Игорь Константинович работал старшим специалистом-садоводом совхоза.
      В 1928г. архимандрит Георгий был сослан в Казахстан.
      В 1930г. Игорь Константинович посетил его в ссылке в Казахстане, в пос.Кара-Тюбе
    Аресты
      Москва 
      Год ареста 1933 
      День ареста 25 
      Месяц ареста 1 
      По свидетельству сестры Игоря Константиновича Ольги [Зв1]:
         "25 января 1933г. Это рождение нашей мамы, а также Татьянин день,
          который празднует вся Москва. Собрались друзья и знакомые, студенты, учителя.
          Скромный стол — пироги с капустой, винегрет, чай, домашнее варенье. Ничего не
          предвещало никаких ужасов. Но пришли и всех арестовали, отправив в Бутырскую
          тюрьму... ".

      Как сам Игорь Константинович потом вспоминал, "брали целыми приходами".
      Вместе с ним было арестовано много прихожан, в том числе Вера Михайловна, его мать.
      Все они проходили по одному делу
    Осуждения
      Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 
      10/04/1933 
      Обвинение "дьячок, член контрреволюционной организации христианской молодежи, участник нелегальных собраний, проведение антисоветской агитации и религиозной пропаганды" 
      Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
      Приговор 5 лет ИТЛ 
      Групповое дело "Дело членов кружка христианской молодежи. Москва, 1933г." 
    Места заключения
      Москва, Бутырская тюрьма 
      Год начала 1933 
      День начала 26 
      Месяц начала 1 
      Год окончания 1933 
      В период следствия содержался под стражей в Бутырской тюрьме.
      Как он потом рассказывал [Зв1], он "увидел из окна Бутырки во дворе тюрьмы
      массу знакомых лиц".

      Игорь Константинович был отправлен в Карлаг весной 1933г.
      Вера Михайловна была сослана в Орел в апреле 1933г.
      Казахстан, Карлаг (Степлаг) 
      Год начала 1933 
      Год окончания 1936 
      День окончания 4 
      Месяц окончания 8 
      В лагере, как бывший студент Сельхозакадемии, он работал по специальности —
      был начальником огородов и пользовался относительной свободой передвижения.
      В период его заключения в 1933–1939гг. Игорь Константинович и его невеста
      Анна Дмитриевна все время переписывались. Анна Дмитриевна слала ему посылки и
      бандероли, какие было возможно.
      Сестра его Ольга Константиновна приезжала навестить брата в сентябре 1935г. и,
      по ее словам, "застала там весь цвет Тимирязевской академии".
      Иерей Аркадий Штейнберг, познакомившийся с Игорем Константиновичем в 1980-е годы,
      рассказывает о наиболее интересном из того, что слышал от него во время общения
      с ним [Зв1]:
         "Игорь Константинович свидетельствовал, что это [годы заключения] были лучшие
          годы его жизни...
          Никогда и нигде больше он так не чувствовал присутствие ангела-хранителя,
          как там...
          Однажды, будучи по делам в огородном шалаше... у него возникло ощущение указания,
          немедленно выйти на проходившую неподалеку дорогу. Несколько раз поборолся
          с ним, как с искушением, но чувствуя усиления требования, он, помолившись,
          вышел на дорогу. Как раз в это время с ним поравнялся очередной этап
          новоприбывающих заключенных... Каково же было его удивление, когда среди
          заключенных он узнал тех самых двух следователей, которые "стряпали" его дело.
          Они тоже вспомнили его... Один был просто убит случившимся,... все время думал
          о "восстановлении справедливости" и возврату к прежнему положению. Другой...
          являл полную противоположность — был весел, разговорчив и объяснял свою радость
          тем, что "наконец-то он избавился от этой гнусной организации, из объятий
          которой иначе ему было не освободиться". И.К., спросив, не нуждаются ли они
          в чем, и узнав, что они голодны ..., отдал им бывший у него кусок хлеба.
          Удивительное свидетельство правды Божией и действительности Промысла
          Божия о спасении всякого человека. Но пользует его только смирение...
          Другой случай в том же лагере: вечером привезли на машине небольшую группу
          заключенных, и И.К. так же почувствовал необходимость подойти к ней.
          Этим воспользовались охранники и попросили его проводить одного из
          заключенных в барак...
          Это был епископ Мануил (впоследствии митрополит Куйбышевский).
          Им суждено было встретиться там еще несколько раз...
          Епископ сказал, что "придет время, и они будут служить литургию в лагере...
          Через какое-то время И.К. .... отправился в бухгалтерию лагеря...
          Каково же было его удивление, когда он нашел на этом месте владыку Мануила!
          Тот зазвал его в свой маленький, но собственный кабинет и,
          убедившись, что их никто не подслушивает, открыл свой стол и показал:
          напрестольное Евангелие, крест, служебник, антиминс!
          А через некоторое время И.К., проходя мимо одного барака, услышал церковное
          пение. Он не поверил своим ушам, думая, что это галлюцинация от переутомления,
          и прошел мимо. Вдруг дверь барака приоткрылась, и к нему приблизился один
          из заключенных, который сказал, что владыка приглашает его на службу... ".

      Из рассказа Татьяны Константиновны Саталаевой (1947г.р.,
      знавшей И.К. с 1979г.) [Зв1]:
         "Он [И.К.] говорил, что когда он был в лагере, то носил на груди
         Дарохранительницу, и это место на груди у него теперь другое, теплое.
         Я протянула руку и ощутила настоящее тепло. Это была моя встреча с
         неназванным христианином... ".

      По свидетельству священника Глеба Каледы [Зв1]:
         "Игорь Константинович Фортунатов рассказывал, что самая яркая заутреня на
          Пасху в его жизни была в Карагандинском лагере. "Христос Воскресе!" —
          неслось над лагерем и Казахской степью. Охрана с этой поющей толпой
          заключенных ничего не могла сделать; молча наблюдали за происходящим
          стоящие на вышках караульные. Такое было, когда в тюрьмах и лагерях сидели
          сотни тысяч гонимых за веру".

      Однако возможность совершения богослужений открылась в лагере на короткий срок.
      Из свидетельств иерея Аркадия Штейнберга [Зв1]:
         "Теперь о доверии со стороны лагерного начальства. Однажды И.К. "вызывают"
          и между ними происходит следующая беседа: "Скажите, Вы верующий?" —
         "Да." — "Вы действительно верите в Бога?" — "Ну, конечно, я же сказал Вам." —
         "Следовательно, Вы никогда не врете, а всегда должны говорить правду" —
         "Да" — "И вашим словам можно доверять?" — "Можете доверять. А в чем дело?" —
         "Вот в чем дело. Нам нужно найти специалиста по озеленению и отправить его
          на строительство ЗАГЭС. Мы решили остановиться на Вашей кандидатуре.
          Но так как там работают иностранные спецы, Вы поедете без охраны и будете
          жить там под видом свободного человека и получать зарплату, Документы мы
          Вам выдадим. Так вот в чем вопрос — можете ли Вы пообещать нам под честное
          слово, что Вы выполните поставленную задачу, не сбежите, а после выполнения
          работы сами вернетесь в лагерь и сдадите полученные там деньги?" — "Я
          должен подумать".
          И.К. подумал и дал слово. Он был отпущен начальством из лагеря под это честное
          слово христианина и в свое время вернулся в лагерь. Правда, он дерзнул не
          в точности выполнить договор, накупив на воле книги по своей специальности,
          справедливо полагая, что эта вольность ему будет прощена. И не ошибся.
          Оставшиеся деньги сдал и полностью за командировку отчитался".

      По освобождении Игорь Константинович, видимо, должен был выбыть в г.Казань,
      но остался в Карагандинской обл. после отбытия срока как вольнонаемный.
      Из [Зв1] по материалам книги диакона Сергия Трубачева "Избранное" (М. 2005.):
        "В 1968г. со мной встретился бывший ссыльный из Карагандинского лагеря
         (Карлаг) И.К.Фортунатов, ранее мне неизвестный. Он был репрессирован
         в 1933г. по делу, связанному с храмом свт.Николая в Петровско-Разумовском
         (у Соломенной Сторожки). Он по специальности агроном. Остался работать
         в лагере по окончании срока, как вольнонаемный".

      По мнению его дочери [Зв1], то, что он остался работать в лагере, позволило
      ему впоследствии продолжить научную работу и защитить диссертацию

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ