Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Снятиновский Константин Петрович Год рождения1867 Место рожденияВладимирская губ., Владимирский у., Баглачевская вол., Борисо-Глебский погост (Владимирская о., Судогодский р., с.Борисоглеб) священник
Родился в семье диакона Петра Сергеевича Снятиновского, служившего в Казанской церкви
Борисо-Глебского погоста Владимирского уезда (в 12-ти верстах
от г.Владимира) и его жены Евдокии Алексеевны, дочери диакона Алексея Васильевича
Миловидова.
В семье было шестеро детей: Константин, Анна, Федор, Михаил, Мария и Алексей.
Сыновья Константин, Алексей и Михаил стали служителями Церкви, Федор стал
ветеринарным врачом.
Отец семейства скончался ок.1910г. ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1]
Год окончания1887
В 1887г. Константин Снятиновский по II разряду окончил Владимирскую Духовную
Семинарию. Женился на девице Надежде Антоновне. Она жила в Переславле-Залесском,
работала учительницей женской гимназии и была сиротой.
Добрые люди собрали ей небольшое приданое и подарили маленький домик в три окошечка
Владимирская губ., г.Переславль-Залесский, церковь свт.Петра, митрополита Московского диакон, священник (с 1889г.) Должность настоятель Год начала1888 Год окончания1918
О.Константин был в своем приходе весьма популярным священником и среди своей паствы
пользовался почетом и уважением. Приход его был небогатый: прихожанами его,
в основном были обитатели городской больницы и общежития бумагопрядильной фабрики.
О.Константин был известен в городе как один из выдающихся проповедников и
благотворителей. С 1892г. о.Константин состоял членом-сотрудником общества вспомоществования
нуждающимся ученикам Переславского духовного училища.
О.Константин активно занимался миссионерской деятельностью, присоединил
к православию из лютеранства крестьянина Лифляндской губернии Юрьевского уезда
Пейдпакской волости Иоганна Герсона с наречением имени Иоанн.
17 декабря 1913г. о.Константин был избран уполномоченным на общеепархиальный
съезд по Переславскому уезду.
10 августа 1914г. о.Константин был избран уполномоченным на съезд духовенства Владимирской епархии.
Из воспоминаний: "Хотя приход церкви Петра Митрополита был далеко не самым богатым в городе, иногда случалось так, что благотворители жертвовали о.Константину некоторые суммы денег. Но они никогда не оставались у него надолго. Все немедленно шло в дело на ремонт и благоукрашение храма, на необходимую помощь нуждающимся. Он часто жертвовал деньги на лекарства для больных, а соборовал и отпевал всегда безвозмездно, особенно, когда дело касалось малоимущих людей. В печально известных переславских "каморках" даже было несколько семей, которым он всегда помогал материально, фактически они находились на его содержании. О.Константин ходил в такие места в городе, куда другие и не решались зайти и окормлял таких людей, которых другие старались обойти стороной. Он остро чувствовал, что Бог там, где собираются несчастные и обездоленные, увечные и больные, где творится всякого рода беззаконие, где люди находятся на волосок от гибели. Он знал, что именно там нужна его помощь и спешил туда в рабочие кварталы и городскую больницу...".
В семье о.Константина было двое детей: дочь Александра (Шура) и сын Алексей.
С августа 1916г. в семье о.Константина воспитывалась малышка-племянница
Лидочка, потерявшая мать (Лидия Федоровна дочь брата о.Константина Федора
Петровича).
Шура окончила в Москве трехлетние курсы кройки, шитья и рукоделия с дипломом,
это стало ее специальностью как учительницы в женской гимназии. У Шуры на войне
1914г. погиб жених , после гибели жениха она работала сестрой милосердия
в военно-полевом госпитале. В 1914г. госпиталь возглавил назначенный еще в 1910г.
главным врачом и хирургом местной больницы Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий,
будущий святитель архиепископ Лука. В Переславле будущий святитель Лука и
о.Константин жили на одной улице неподалеку друг от друга. Церковь Петра Митрополита
находилась в двух шагах от Владимирского собора, прихожанином которого был
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, о.Константин был частым гостем в городской
и фабричной больницах, где работал Валентин Феликсович. "И две столь выдающиеся личности в городе, какими были Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий и о.Константин Снятиновский вполне могли быть знакомы... У нас, к сожалению, нет письменных сведений, встречались ли эти два выдающихся человека, общались ли между собой и повлиял ли о.Константин на выбор духовного пути архиепископа Луки..." [4].
Семейство Войно-Ясенецких покинуло Переславль и переехало в Ташкент весной 1917г.
Сын о.Константина Алексей с 1917г. служил военным врачом Морского ведомства,
а затем служил в Вооруженных силах Юга России и Русской Армии на Черноморском
флоте до эвакуации Крыма. (25 марта 1921г. в составе русской эскадры
в Бизертеон он был судовым врачом на канонерской лодке "Страж", к январю 1922г.
врачом в лагере Джебель Джеллуд. Впоследствии Александр и его семья оказались
в эмиграции во Франции).
Вслед за декретом "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви"
в Переславле 23 января 1918г. прошел небывалый до той поры грандиозный
Крестный ход. Возможно, последующее обвинение и арест о.Константина было связано,
в том числе, с той проповедью, которую он произнес при большом стечении народа,
когда Крестный ход подошел к храму Митрополита Петра [4].
После большевистского переворота, в 1918г. власть в городе возглавил комиссар
Владимир Соколов, являвшийся выпускником духовной семинарии, но впоследствии
полностью порвавший с Церковью.
Выступая на митинге, комиссар Соколов хвастливо заявил перед толпой: "Новая власть может и камни превратит в хлеба".
Люди хорошо запомнили эти его слова
Владимирская губ., г.Переславль-Залесский Год ареста1918
В марте 1918г. в городе закончились все запасы продовольствия.
Рабочие завода "Красное эхо", набрав камней, явились к зданию Совета рабочих
депутатов и потребовали, чтобы начальник Совета Соколов выполнил свое обещание
накормить народ.
Увидев разгневанную толпу, Соколов выпрыгнул из окна и бежал, его рабочие пытались
догнать, но он скрылся. Эти события были расценены Советами, как бунт.
Для подавления рабочих Совет решил ввести "красный террор" и арестовать
о.Константина, прихожан которого рабочих завода, любивших и уважавших
о.Константина, посчитали зачинщиками бунта.
Когда красноармейцам г.Переславля дали приказ арестовать о.Константина и расстрелять
его, то те из уважения к нему выполнять приказ отказались.
В ту же ночь по телеграфу был вызван карательный отряд красногвардейцев.
Им командовал некто Хахаев, и началась расправа.
Каратели пришли в дом, когда о.Константин читал правило перед богослужением и
сразу же потребовали, чтобы священник немедленно следовал за ними.
Дочь о.Константина Шура (Александра) стала умолять красногвардейцев пощадить
ни в чем не повинного отца, но один из них отшвырнул девушку в сторону и пригрозил,
что он и ее расстреляет. "Зачем и ее то расстреливать?" возразил о.Константин
и смиренно пошел вслед за карателями, прощая им их грехи. Священника повели
в Совет, где состоялся краткий допрос, а затем к месту казни
Кончина
1918 День5 Месяц4 расстрел МестоВладимирская губ., г.Переславль-Залесский Место захороненияВладимирская губ., г.Переславль-Залесский, за алтарем церкви свт.Петра, Митрополита Московского
К месту казни его повели через весь город, на окраину, по дороге выстрелили
в спину. Смертельно раненного, подвергли зверским мучениям.
Ночью убийцы привезли его к зданию земской больницы и выбросили тело ("нате вам этого попа!").
По воспоминаниям, в замученном еще были признаки жизни, но когда его подняли, он был уже мертв.
При осмотре тела священника было обнаружено несколько штыковых ран.
Все население города было возмущено этим зверским убийством и возбуждено против
Совета, который сам опасался расследования.
Позже в личной беседе Владимир Соколов признавался Михаилу Ивановичу Смирнову
в том, что все произошедшее было самосудом со стороны начальника Александровского
карательного отряда красногвардейцев, что лично он приказа о расправе не отдавал
и "совсем не желал казни Снятиновского", а хотел лишь допросить его, но безумные...
хахаевские головорезы распалялись все больше и больше, и не было никакой возможности
им воспрепятствовать".
По свидетельству священника о.Евгения Елховского (позже настоятеля
Петромитрополитовского храма до ареста 18 октября 1937г.), который "читал по нем
Евангелие при гробе в храме, куда он был принесен, на руке о.Константина была большая
ссадина".
О.Константин был погребен за алтарем церкви свт.Митрополита Петра.
Сведения о расстреле поступили в Комиссию по гонениям на РПЦ при Священном Соборе.
На Заупокойной Литургии, совершенной Святейшим Патриархом Тихоном в храме
Московской Духовной Семинарии 31 марта 1918г. (первая служба, посвященная
новомученикам), был помянут и о.Константин Снятиновский
Канонизация
Священномученик священник Константин Снятиновский Дата06/10/2001 Кем канонизированАрхиерейский Собор Русской Православной Церкви, 1316 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 6 октября 2001г. Кто представилЯрославская епархия Дни памяти
1
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
2
Старый стиль23.03 Новый стиль05.04
Имя сщмч.Константина указано в календаре в этот день по благословению Святейшего
Патриарха Кирилла