Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Андреев Михаил Михайлович #1
Дела oh3.323
    Андреев Михаил Михайлович #1 
    Год рождения 1871 
    Место рождения Санкт-Петербург 
    протоиерей 
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1923г.] [с 1923г.] [с 1926г.] [1936-1937гг.]
      Образование
        Санкт-Петербургская Духовная Семинария
        Год окончания 1893 
        Рукоположен во диакона, потом во иерея.
        Сразу же по вызову Преосвященнейшего Григория был назначен для служения
        в Туркестанскую епархию
      Служение
        Средняя Азия, с.Сазановка 
        иерей 
        Год окончания 1900 
        Служил в церкви с.Сазановка на берегу оз.Иссык-Куль
        Средняя Азия, ст-ца Мало-Алматинская, Казанская церковь 
        иерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1900 
        Туркестан (Казахстан), г.Верный (Алма-Ата), Покровская церковь 
        иерей 
        Должность настоятель 
        Год окончания 1907 
        Впоследствии — настоятель Покровской церкви г.Верного (Алма-Аты).
        В 1906г. преосвященный Димитрий (Абашидзе) получил Указ Священного Синода
        с разрешением издавать жкрнал "Туркестанские епархиальные ведомости".
        Первым редактором этого журнала был Михаил Андреев
        Туркестан, г.Ташкент, Благовещенская церковь при вокзале г.Ташкента 
        протоиерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1907 
        С 1907г. о.Михаил служил в Ташкенте в Благовещенской церкви при вокзале.
        Был благочинным железнодорожного благочиннического округа.
        В 1918г. железнодорожное духовенство Туркестанских дорог чествовало своего
        благочинного протоиерея по случаю 25-летнего служения в сане священника.
        В начале 1920-х гг. в Ташкенте главным врачом городской больницы был Валентин
        Феликсович Войно-Ясенецкий, будущий епископ Лука.
        Из воспоминаний епископа Луки:
            "Я скоро узнал, что в Ташкенте существует церковное братство, и пошел
             на одно из заседаний его. По одному из обсуждавшихся вопросов я выступил
             с довольно большой речью, которая произвела большое впечатление.
             Это впечатление перешло в радость, когда узнали, что я главный врач
             городской больницы.
             Видный протоиерей Михаил Андреев, настоятель привокзальной церкви,
             в воскресные дни по вечерам устраивал в церкви собрания, на которых он
             сам или желающие из числа присутствовавших выступали с беседами на темы
             Священного Писания, а потом все пели духовные песни. Я часто бывал
             на этих собраниях и нередко проводил серьезные беседы.
             Я, конечно, не знал, что они будут только началом моей огромной
             проповеднической работы в будущем".

        В праздник Сретения Господня 1921г. Валентин Феликсович был рукоположен
        во иерея архиепископом Иннокентием (Пустынским).
        В 1923г. в Ташкенте, как и по всей России, происходил обновленческий раскол.
        Епархиальный Совет в Ташкенте поддержал "живоцерковников".
        Из воспоминаний епископа Луки:
            "Архиепископ Иннокентий, сам проповедовавший, выступил со смелой, сильной
             проповедью о том, что в Церкви бунт и что необходимо сохранять верность
             Церкви Православной и Патриарху Тихону и не входить ни в какие сношения
             с "живоцерковным" епископом, приезда которого ожидали... Епископ
             Иннокентий уехал в Москву. В церкви — бунт".

        Тогда о.Валентин и протоиерей Михаил Андреев сплотили вокруг себя священников

        — сторонников Патриарха Тихона:
            "Протоиерей Михаил Андреев и я объединили всех оставшихся верными
             священников и церковных старост, устроили съезд оставшихся верными,
             предупредили об этом ГПУ, попросив разрешения и присылки наблюдателя.
             Мы с протоиереем Андреевым взяли на себя управление епархиальными делами
             и созывали в Ташкенте на епархиальное собрание священников и членов
             церковного совета, отвергнувших "живую" церковь. На эти собрания мы
             просили ГПУ прислать своих представителей, но ни разу они не приезжали.
             Казалось бы, все безупречно, но за это, главным образом, я получил свою
             первую ссылку".

        27 февраля 1923г. о.Михаил вместе с о.Валентином Войно-Ясенецким и ссыльным
        епископом Уфимским Андреем (Ухтомским) на собрании в вокзальной церкви приняли
        решение об утверждении новой организации для борьбы с обновленцами
        "Союз православных приходов Туркестанской епархии", которая тут же издает
        постановление о выражении недоверия епархиальному совету,
        тогда же принимает решение сменить состав последнего.
        В мае 1923г. в Ташкент прибыл ссыльный епископ Уфимский Андрей (Ухтомский),
        который незадолго до того встречался с Патриархом Тихоном, был им назначен
        епископом Томским и получил право избирать кандидатов для возведения в
        сан епископа и тайным образом рукополагать их. Вскоре Валентин Феликсович был
        пострижен им в монахи с именем Луки, и наречен епископом Барнаульским,
        викарием Томским. Ввиду невозможности отъезда в Барнаул, епископ Андрей
        предложил епископу Луке возглавить Туркестанскую епархию.
            "Архиереем я стал 18/31 мая 1923 года... На воскресенье, 21 мая/3 июня,
             день памяти равноапостольных Константина и Елены, я назначил свою первую
             архиерейскую службу. Преосвященный Иннокентий уже уехал.
             Все священники кафедрального собора разбежались как крысы с тонущего
             корабля, и свою первую воскресную всенощную и Литургию я мог служить
             только с одним протоиереем Михаилом Андреевым.
             На моей первой службе в алтаре присутствовал Преосвященный Андрей
             Уфимский...
             Спокойно прошла следующая неделя, и 28 мая/10 июня я спокойно отслужил
             вторую воскресную всенощную".

        Тем временем 6 июня в газете "Туркестанская правда" появилась статья "Воровской
        архиепископ Лука", призывавшая к аресту епископа Луки и протоиерея Михаила
      Аресты
        Туркестан, г.Ташкент 
        Год ареста 1923 
        День ареста 10 
        Месяц ареста 6 
        Вечером 10 июня, после Всенощного бдения, епископ Лука и протоиерей Михаил
        были арестованы.
        Ходатайства прихожан об официальной выдаче заключенных и ходатайства больных
        о консультации профессора Войно-Ясенецкого были отклонены
      Места заключения
        Ташкент, тюрьма 
        Год начала 1923 
        День начала 6 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1923 
        День окончания 9 
        Месяц окончания 7 
        9 июля 1923г. епископ Лука и протоиерей Михаил Андреев были освобождены
        под подписку о выезде на следующий день в Москву в ГПУ
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1923 
        Месяц ареста 7 
        Прибыв в Москву, епископ Лука и протоиерей Михаил зарегистрировались в НКВД
        на Лубянке, но им объявили, что они могут прийти через неделю.
        За эту неделю епископ Лука дважды бывал у Патриарха Тихона и один раз
        совершал богослужение вместе с ним.
        При явке в ОГПУ через неделю, епископ Лука и протоиерей Михаил были заключены
        в Бутырскую тюрьму
      Осуждения
        Комиссия НКВД 
        24/10/1923 
        Статья ст.63,70,73,83,123 УК УзССР 
        Приговор высылка в Нарымский край 
        Епископу Луке, а также арестованным с ним епископу Андрею (Ухтомскому) и
        протоиерею Михаилу Андрееву были предъявлены обвинения по стт.63,70,73,83,123 УК.
        После долгого следствия 24 октября 1923г. Комиссия НКВД вынесла решение о
        высылке епископа Луки и протоиерея Михаила Андреева в Нарымский край
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1923 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1923 
        День окончания 2 
        Месяц окончания 11 
        2 ноября 1923г., глубокой осенью, большую партию арестантов Бутырской тюрьмы,
        в том числе епископа Луку и протоиерея Михаила погнали пешком через всю Москву
        в Таганскую тюрьму, где находился пересыльный пункт
        Москва, Таганская тюрьма 
        Год начала 1923 
        День начала 2 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1923 
        День окончания 9 
        Месяц окончания 7 
        Из воспоминаний епископа Луки:
          "В московских тюрьмах мне пришлось сидеть вместе с протоиереем Михаилом
           Андреевым, приехавшим из Ташкента вместе со мной. Вместе с ним уехал я и
           из Москвы в свою первую ссылку, в начале зимы 1923г.".

        В конце ноября епископ Лука и протоиерей Михаил отправились в ссылку, местом
        которой первоначально был назначен Енисейск.
        До Красноярска ссыльные добрались поездом. Из воспоминаний епископа Луки:
          "Когда поезд пришел в город Тюмень, был тихий лунный вечер... До тюрьмы
           было не более версты, но, на мою беду, нас погнали быстрым шагом, и
           в тюрьму я пришел с сильной одышкой...
           В Тюменской тюрьме наша остановка продолжалась недолго, около двух недель...
           В тюрьме мы впервые встретились с протоиереем Иларионом Голубятниковым и
           дальше ехали вместе с ним.
           Вторая этапная остановка была в городе Омске...
           От Омска мы ехали до Новосибирска в "столыпинском" арестантском вагоне,
           состоявшем из отдельных камер с решетчатыми дверями и узкого коридора
           с маленькими, высоко расположенными оконцами.
           В камеру, отведенную для меня и моих спутников — двух протоиереев
           [о.Михаила и о.Илариона], посадили, кроме нас, бандита, убившего 8 человек...
           Уже в Новосибирской тюрьме при мытье в бане у меня украли несколько сот рублей,
           а позже, в той же тюрьме, украли чемодан с вещами.
           В этой тюрьме нас сначала посадили в отдельную камеру, а вскоре перевели
           в большую уголовную камеру, где нас шпана встретила... враждебно...
           От Новосибирска до Красноярска ехали без особых приключений.
           В Красноярске нас посадили в большой подвал двухэтажного дома ГПУ.
           Подвал был очень грязен и загажен человеческими испражнениями, которые нам
           пришлось чистить, при этом нам не дали даже лопат. Рядом с нашим подвалом
           был другой, где находились казаки повстанческого отряда..., никогда
           не забуду оружейных залпов, доносившихся до нас при расстреле казаков.
           В подвале ГПУ мы прожили недолго, и нас отправили дальше в лютую стужу
           по зимнему санному пути в город Енисейск за 320 километров к северу от
           Красноярска. Об этом пути я мало помню, не забуду только операции,
           которую мне пришлось произвести на одном из ночлегов крестьянину лет
           тридцати после тяжелого остеомиелита..."
        Енисейск 
        Год начала 1924 
        День начала 18 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1924 
        18 января 1925г. ссыльные прибыли в г.Енисейск.
        Заняв на Ручейной улице в двухэтажном доме Забоевых просторную квартиру
        с гостиной, епископ Лука со своими спутниками протоиереем Иларионом
        Голубятниковым и Михаилом Андреевым начал по воскресеньям и праздничным дням
        совершать богослужения.
        Служить в квартире пришлось оттого, что в Енисейске священники уклонились
        в "живоцерковный" раскол, все оставшиеся открытыми церкви принадлежали
        "живоцерковникам", а общаться с "живоцерковниками" ссыльные священнослужители
        принципиально не желали.
        Служба по традиционному чину собирала немало народа, и квартира ссыльных
        священнослужителей в короткое время стала местом, где верующие открыто
        выражали несогласие с обновленцами.
        По воспоминаниям жителей Енисейска, ссыльные священнослужители стали служить
        и в официально закрытых властями храмах.
        Служба в церквях и на квартире продолжалась, несмотря на недовольство властей.
        Но не прошло и недели, как положение усугубилось.
        К епископу обратились две послушницы недавно закрытого женского
        монастыря, рассказавшие о бесчинствах комсомольцев, совершенных при закрытии
        монастыря. Епископ Лука постриг их в монашество с именами
        Валентина и Лукия.
        Весь 1924г. в городе гремели взрывы:
        комсомольцы под руководством своего секретаря разрушали церковные здания,
        Ссыльные епископ Лука, протоиереи Михаил и Иларион решили протестовать против
        разгула атеистов-безбожников. Несколько раз они выступали с проповедями, пытались
        урезонить, пристыдить разрушителей храмов.
        Скоро к доносам церковного характера присоединились жалобы на епископа Луку
        от местных фельдшеров, которым не понравилась популярность епископа Луки как
        хирурга.
        В Енисейске ссыльные пробыли два с половиной месяца. В марте 1924г. были
        арестованы и отправлены под конвоем из города на несколько сот километров
        южнее, на Ангару.
        Из воспоминаний епископа Луки:
             "Незадолго до Благовещения я был послан в назначенное мне место ссылки —
              деревню Хая на реке Чуне, притоке Ангары. Лукия и Валентина с вещами
              поехали вперед меня, а со мной до районного села Богучаны ехали
              протоиереи Иларион Голубятников и Михаил Андреев. Ехали мы на лошадях
              по замерзшему Енисею и Ангаре до Богучан, где нас разлучили, послав
              протоиереев Голубятникова и Андреева в недалекие от Богучан деревни, а
              меня за сто двадцать верст, в деревню Хая..."
        Енисейская о., Богучанский р., село недалеко от с.Богучаны 
        Год начала 1924 
        Месяц начала 4 
        После освобождения о.Михаил вернулся в Ташкент
      Служение
        Узбекская ССР, г.Ташкент 
        протоиерей 
        Год начала 1926 
        К началу 1926г. протоиерей Михаил Андреев уже служил в Ташкенте.
        Вскоре, в январе 1926г. в Ташкент вернулся из ссылки епископ Лука.
        Протоиерей Михаил стал сподвижником возглавляющих епархию митрополитов
        Никандра (Феноменова) и Арсения (Стадницкого).
        Из воспоминаний архиепископа Луки:
            "В это время кафедральный собор был уже разрушен, и в церкви
             преп.Сергия Радонежского несколько раз служил ссыльный епископ,
             перешедший в обновленчество во время моей ссылки.
             Протоиерей Михаил Андреев, разделявший со мною тяготы ссылки в Енисейский
             край и дальше в Богучаны и возвратившийся незадолго до меня, требовал,
             чтобы я освятил Сергиевский храм после епископа, перешедшего в обновленчество.
             Я отказался исполнить это требование, и это послужило началом тяжелых
             огорчений. Протоиерей Андреев вышел из подчинения мне и начал служить
             у себя на дому для небольшой группы своих единомышленников.
             Он неоднократно писал обо мне Патриаршему Местоблюстителю митрополиту
             Сергию и даже ездил к нему, и сумел восстановить против меня
             Местоблюстителя, от которого в сентябре того же года я получил три
             быстро следовавших один за другим указа о переводе меня с епархиальной
             Ташкентской кафедры в город Рыльск Курской области викарием, потом — в
             город Елец викарием Орловского епископа и, наконец, в Ижевск
             епархиальным епископом. Я хотел безропотно подчиниться этим переводам,
             но митрополит Новгородский Арсений, живший тогда в Ташкенте на
             положении ссыльного и бывший в большой дружбе со мной и моими детьми,
             настойчиво советовал мне никуда не ехать, а подать прошение об
             увольнении на покой. Мне казалось, что я должен последовать совету
             маститого иерарха, бывшего одним их трех кандидатов на Патриарший
             престол на Соборе 1917г. Я последовал его совету и был уволен на
             покой в 1927г. Это было началом греховного пути и Божиих наказаний
             за него. Меня как епископа Ташкентского заменил митрополит Никандр,
             также бывший ташкентским ссыльным. Занимаясь только приемом больных у
             себя на дому, я, конечно, не переставал молиться в Сергиевском храме
             на всех богослужениях, вместе с митрополитом Арсением стоя в алтаре.
             Весной 1930 года стало известно, что и Сергиевская Церковь предназначена
             к разрушению...
             Однако Богу было угодно, чтобы я не погиб в самом начале своего
             архиерейского служения, и по Его воле закрытие Сергиевской церкви было
             почему-то отложено на короткий срок. А меня в тот же день арестовали.
             23 апреля 1930г. я был в последний раз на Литургии в Сергиевском храме
             и при чтении Евангелия вдруг с полной уверенностью утвердился в мысли,
             что в этот же день вечером буду арестован. Так и случилось, и церковь
             разрушили, когда я был в тюрьме...".

        По данным [3]:
             Протоиерей Михаил Андреев был запрещен в священнослужении епископом
             Лукой (Войно-Ясенецким), на которого писал жалобы и доносы митрополиту
             Сергию (Страгородскому), добиваясь смещения с кафедры Владыки Луки
      Аресты
        Узбекская ССР, г.Ташкент 
        В период 1927–1936гг. неоднократно подвергался арестам, около 3-х лет провел
        в тюрьме
      Места проживания
        Южно-Казахстанская (Чимкентская) о., Ленинский р., с.Ленинское 
        Год окончания 1937 
        День окончания 9 
        Месяц окончания 9 
      Аресты
        Южно-Казахстанская (Чимкентская) о., Ленинский р., с.Ленинское 
        Год ареста 1937 
        День ареста 9 
        Месяц ареста 9 
        Арестован Каратасским РО НКВД Южно-Казахстанской обл.
      Осуждения
        тройка НКВД по Южно-Казахстанской обл. 
        23/11/1937 
        Обвинение "контрреволюционная деятельность, участник контрреволюционной церковно-монашеской организации" 
        Статья ст.60,64,66 ч.1 УК УзССР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Проходил по делу вместе с епископом Лукой (Войно-Ясенецким), епископом
        Евгением (Кобрановым), архиепископом Борисом (Шипулиным), архимандритом
        Валентином (Ляхоцским) и др.
        Из обвинения:
           "Участник контрреволюционной церковно-монашеской организации,
            проповедовавшей следующие идеи: недовольство советской властью и
            проводимой политикой, контрреволюционные взгляды о внутреннем и
            внешнем положении СССР, клеветнические взгляды о компартии и вожде
            народов, пораженческие взгляды в отношении СССР в предстоящей войне с
            Германией, указывание на скорое падение СССР...".

        Не выдержав тюремных пыток, протоиерей Михаил Андреев и проходившие по тому же
        делу епископы Евгений (Кобранов), Борис (Шипулин),
        Валентин (Ляходский), о.Венедикт Багрянский, протодиакон Ива Середа и другие
        признали себя виновными в участии в контрреволюционной организации и
        существовании планов по созданию сети контрреволюционных групп при церковных
        общинах, а также дали показания о вредительской деятельности епископа
        Луки (Войно-Ясенецкого).
        Епископ Лука отказывался признаваться в членстве в контрреволюционной
        организации и называть имена "заговорщиков".
        Вместо этого он объявил голодовку, продлившуюся 18 суток.
        В начале 1938 года так ни в чем не признавшийся епископ Лука был переведен
        в центральную областную тюрьму Ташкента.
        Уголовное дело в отношении группы священников было возвращено из Москвы
        на доследование, и материалы в отношении епископа Луки были выделены
        в отдельное уголовное производство и в феврале 1940 года приговорен к 5 годам
        ссылки в Красноярский край.
        О.Михаил Андреев, епископы Борис (Шипулин), Евгений (Кобранов), священники
        Иван Середа, Венедикт Багрянский были расстреляны в 1938г., о.Валентин (Ляходский)
        приговорен к 10 годам ИТЛ
    Кончина
      1938 
      расстрел 
    Реабилитация
      Дата 06/03/1958 
      По году репрессий 1937 
    Публикации ->

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ