Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Год окончания1893
Рукоположен во диакона, потом во иерея.
Сразу же по вызову Преосвященнейшего Григория был назначен для служения
в Туркестанскую епархию
Средняя Азия, с.Сазановка иерей Год окончания1900
Служил в церкви с.Сазановка на берегу оз.Иссык-Куль Средняя Азия, ст-ца Мало-Алматинская, Казанская церковь иерей Должность настоятель Год начала1900 Туркестан (Казахстан), г.Верный (Алма-Ата), Покровская церковь иерей Должность настоятель Год окончания1907
Впоследствии настоятель Покровской церкви г.Верного (Алма-Аты).
В 1906г. преосвященный Димитрий (Абашидзе) получил Указ Священного Синода
с разрешением издавать жкрнал "Туркестанские епархиальные ведомости".
Первым редактором этого журнала был Михаил Андреев Туркестан, г.Ташкент, Благовещенская церковь при вокзале г.Ташкента протоиерей Должность настоятель Год начала1907
С 1907г. о.Михаил служил в Ташкенте в Благовещенской церкви при вокзале.
Был благочинным железнодорожного благочиннического округа.
В 1918г. железнодорожное духовенство Туркестанских дорог чествовало своего
благочинного протоиерея по случаю 25-летнего служения в сане священника.
В начале 1920-х гг. в Ташкенте главным врачом городской больницы был Валентин
Феликсович Войно-Ясенецкий, будущий епископ Лука.
Из воспоминаний епископа Луки: "Я скоро узнал, что в Ташкенте существует церковное братство, и пошел на одно из заседаний его. По одному из обсуждавшихся вопросов я выступил с довольно большой речью, которая произвела большое впечатление. Это впечатление перешло в радость, когда узнали, что я главный врач городской больницы. Видный протоиерей Михаил Андреев, настоятель привокзальной церкви, в воскресные дни по вечерам устраивал в церкви собрания, на которых он сам или желающие из числа присутствовавших выступали с беседами на темы Священного Писания, а потом все пели духовные песни. Я часто бывал на этих собраниях и нередко проводил серьезные беседы. Я, конечно, не знал, что они будут только началом моей огромной проповеднической работы в будущем".
В праздник Сретения Господня 1921г. Валентин Феликсович был рукоположен
во иерея архиепископом Иннокентием (Пустынским).
В 1923г. в Ташкенте, как и по всей России, происходил обновленческий раскол.
Епархиальный Совет в Ташкенте поддержал "живоцерковников".
Из воспоминаний епископа Луки: "Архиепископ Иннокентий, сам проповедовавший, выступил со смелой, сильной проповедью о том, что в Церкви бунт и что необходимо сохранять верность Церкви Православной и Патриарху Тихону и не входить ни в какие сношения с "живоцерковным" епископом, приезда которого ожидали... Епископ Иннокентий уехал в Москву. В церкви бунт".
Тогда о.Валентин и протоиерей Михаил Андреев сплотили вокруг себя священников
сторонников Патриарха Тихона: "Протоиерей Михаил Андреев и я объединили всех оставшихся верными священников и церковных старост, устроили съезд оставшихся верными, предупредили об этом ГПУ, попросив разрешения и присылки наблюдателя. Мы с протоиереем Андреевым взяли на себя управление епархиальными делами и созывали в Ташкенте на епархиальное собрание священников и членов церковного совета, отвергнувших "живую" церковь. На эти собрания мы просили ГПУ прислать своих представителей, но ни разу они не приезжали. Казалось бы, все безупречно, но за это, главным образом, я получил свою первую ссылку".
27 февраля 1923г. о.Михаил вместе с о.Валентином Войно-Ясенецким и ссыльным
епископом Уфимским Андреем (Ухтомским) на собрании в вокзальной церкви приняли
решение об утверждении новой организации для борьбы с обновленцами
"Союз православных приходов Туркестанской епархии", которая тут же издает
постановление о выражении недоверия епархиальному совету,
тогда же принимает решение сменить состав последнего.
В мае 1923г. в Ташкент прибыл ссыльный епископ Уфимский Андрей (Ухтомский),
который незадолго до того встречался с Патриархом Тихоном, был им назначен
епископом Томским и получил право избирать кандидатов для возведения в
сан епископа и тайным образом рукополагать их. Вскоре Валентин Феликсович был
пострижен им в монахи с именем Луки, и наречен епископом Барнаульским,
викарием Томским. Ввиду невозможности отъезда в Барнаул, епископ Андрей
предложил епископу Луке возглавить Туркестанскую епархию. "Архиереем я стал 18/31 мая 1923 года... На воскресенье, 21 мая/3 июня, день памяти равноапостольных Константина и Елены, я назначил свою первую архиерейскую службу. Преосвященный Иннокентий уже уехал. Все священники кафедрального собора разбежались как крысы с тонущего корабля, и свою первую воскресную всенощную и Литургию я мог служить только с одним протоиереем Михаилом Андреевым. На моей первой службе в алтаре присутствовал Преосвященный Андрей Уфимский... Спокойно прошла следующая неделя, и 28 мая/10 июня я спокойно отслужил вторую воскресную всенощную".
Тем временем 6 июня в газете "Туркестанская правда" появилась статья "Воровской
архиепископ Лука", призывавшая к аресту епископа Луки и протоиерея Михаила
Туркестан, г.Ташкент Год ареста1923 День ареста10 Месяц ареста6
Вечером 10 июня, после Всенощного бдения, епископ Лука и протоиерей Михаил
были арестованы.
Ходатайства прихожан об официальной выдаче заключенных и ходатайства больных
о консультации профессора Войно-Ясенецкого были отклонены
Ташкент, тюрьма Год начала1923 День начала6 Месяц начала6 Год окончания1923 День окончания9 Месяц окончания7
9 июля 1923г. епископ Лука и протоиерей Михаил Андреев были освобождены
под подписку о выезде на следующий день в Москву в ГПУ
Москва Год ареста1923 Месяц ареста7
Прибыв в Москву, епископ Лука и протоиерей Михаил зарегистрировались в НКВД
на Лубянке, но им объявили, что они могут прийти через неделю.
За эту неделю епископ Лука дважды бывал у Патриарха Тихона и один раз
совершал богослужение вместе с ним.
При явке в ОГПУ через неделю, епископ Лука и протоиерей Михаил были заключены
в Бутырскую тюрьму
Комиссия НКВД 24/10/1923 Статьяст.63,70,73,83,123 УК УзССР Приговорвысылка в Нарымский край
Епископу Луке, а также арестованным с ним епископу Андрею (Ухтомскому) и
протоиерею Михаилу Андрееву были предъявлены обвинения по стт.63,70,73,83,123 УК.
После долгого следствия 24 октября 1923г. Комиссия НКВД вынесла решение о
высылке епископа Луки и протоиерея Михаила Андреева в Нарымский край
Москва, Бутырская тюрьма Год начала1923 Месяц начала7 Год окончания1923 День окончания2 Месяц окончания11
2 ноября 1923г., глубокой осенью, большую партию арестантов Бутырской тюрьмы,
в том числе епископа Луку и протоиерея Михаила погнали пешком через всю Москву
в Таганскую тюрьму, где находился пересыльный пункт Москва, Таганская тюрьма Год начала1923 День начала2 Месяц начала11 Год окончания1923 День окончания9 Месяц окончания7
Из воспоминаний епископа Луки: "В московских тюрьмах мне пришлось сидеть вместе с протоиереем Михаилом Андреевым, приехавшим из Ташкента вместе со мной. Вместе с ним уехал я и из Москвы в свою первую ссылку, в начале зимы 1923г.".
В конце ноября епископ Лука и протоиерей Михаил отправились в ссылку, местом
которой первоначально был назначен Енисейск.
До Красноярска ссыльные добрались поездом. Из воспоминаний епископа Луки: "Когда поезд пришел в город Тюмень, был тихий лунный вечер... До тюрьмы было не более версты, но, на мою беду, нас погнали быстрым шагом, и в тюрьму я пришел с сильной одышкой... В Тюменской тюрьме наша остановка продолжалась недолго, около двух недель... В тюрьме мы впервые встретились с протоиереем Иларионом Голубятниковым и дальше ехали вместе с ним. Вторая этапная остановка была в городе Омске... От Омска мы ехали до Новосибирска в "столыпинском" арестантском вагоне, состоявшем из отдельных камер с решетчатыми дверями и узкого коридора с маленькими, высоко расположенными оконцами. В камеру, отведенную для меня и моих спутников двух протоиереев [о.Михаила и о.Илариона], посадили, кроме нас, бандита, убившего 8 человек... Уже в Новосибирской тюрьме при мытье в бане у меня украли несколько сот рублей, а позже, в той же тюрьме, украли чемодан с вещами. В этой тюрьме нас сначала посадили в отдельную камеру, а вскоре перевели в большую уголовную камеру, где нас шпана встретила... враждебно... От Новосибирска до Красноярска ехали без особых приключений. В Красноярске нас посадили в большой подвал двухэтажного дома ГПУ. Подвал был очень грязен и загажен человеческими испражнениями, которые нам пришлось чистить, при этом нам не дали даже лопат. Рядом с нашим подвалом был другой, где находились казаки повстанческого отряда..., никогда не забуду оружейных залпов, доносившихся до нас при расстреле казаков. В подвале ГПУ мы прожили недолго, и нас отправили дальше в лютую стужу по зимнему санному пути в город Енисейск за 320 километров к северу от Красноярска. Об этом пути я мало помню, не забуду только операции, которую мне пришлось произвести на одном из ночлегов крестьянину лет тридцати после тяжелого остеомиелита..." Енисейск Год начала1924 День начала18 Месяц начала1 Год окончания1924
18 января 1925г. ссыльные прибыли в г.Енисейск.
Заняв на Ручейной улице в двухэтажном доме Забоевых просторную квартиру
с гостиной, епископ Лука со своими спутниками протоиереем Иларионом
Голубятниковым и Михаилом Андреевым начал по воскресеньям и праздничным дням
совершать богослужения.
Служить в квартире пришлось оттого, что в Енисейске священники уклонились
в "живоцерковный" раскол, все оставшиеся открытыми церкви принадлежали
"живоцерковникам", а общаться с "живоцерковниками" ссыльные священнослужители
принципиально не желали.
Служба по традиционному чину собирала немало народа, и квартира ссыльных
священнослужителей в короткое время стала местом, где верующие открыто
выражали несогласие с обновленцами.
По воспоминаниям жителей Енисейска, ссыльные священнослужители стали служить
и в официально закрытых властями храмах.
Служба в церквях и на квартире продолжалась, несмотря на недовольство властей.
Но не прошло и недели, как положение усугубилось.
К епископу обратились две послушницы недавно закрытого женского
монастыря, рассказавшие о бесчинствах комсомольцев, совершенных при закрытии
монастыря. Епископ Лука постриг их в монашество с именами
Валентина и Лукия.
Весь 1924г. в городе гремели взрывы:
комсомольцы под руководством своего секретаря разрушали церковные здания,
Ссыльные епископ Лука, протоиереи Михаил и Иларион решили протестовать против
разгула атеистов-безбожников. Несколько раз они выступали с проповедями, пытались
урезонить, пристыдить разрушителей храмов.
Скоро к доносам церковного характера присоединились жалобы на епископа Луку
от местных фельдшеров, которым не понравилась популярность епископа Луки как
хирурга.
В Енисейске ссыльные пробыли два с половиной месяца. В марте 1924г. были
арестованы и отправлены под конвоем из города на несколько сот километров
южнее, на Ангару.
Из воспоминаний епископа Луки: "Незадолго до Благовещения я был послан в назначенное мне место ссылки деревню Хая на реке Чуне, притоке Ангары. Лукия и Валентина с вещами поехали вперед меня, а со мной до районного села Богучаны ехали протоиереи Иларион Голубятников и Михаил Андреев. Ехали мы на лошадях по замерзшему Енисею и Ангаре до Богучан, где нас разлучили, послав протоиереев Голубятникова и Андреева в недалекие от Богучан деревни, а меня за сто двадцать верст, в деревню Хая..." Енисейская о., Богучанский р., село недалеко от с.Богучаны Год начала1924 Месяц начала4
После освобождения о.Михаил вернулся в Ташкент
Узбекская ССР, г.Ташкент протоиерей Год начала1926
К началу 1926г. протоиерей Михаил Андреев уже служил в Ташкенте.
Вскоре, в январе 1926г. в Ташкент вернулся из ссылки епископ Лука.
Протоиерей Михаил стал сподвижником возглавляющих епархию митрополитов
Никандра (Феноменова) и Арсения (Стадницкого).
Из воспоминаний архиепископа Луки: "В это время кафедральный собор был уже разрушен, и в церкви преп.Сергия Радонежского несколько раз служил ссыльный епископ, перешедший в обновленчество во время моей ссылки. Протоиерей Михаил Андреев, разделявший со мною тяготы ссылки в Енисейский край и дальше в Богучаны и возвратившийся незадолго до меня, требовал, чтобы я освятил Сергиевский храм после епископа, перешедшего в обновленчество. Я отказался исполнить это требование, и это послужило началом тяжелых огорчений. Протоиерей Андреев вышел из подчинения мне и начал служить у себя на дому для небольшой группы своих единомышленников. Он неоднократно писал обо мне Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию и даже ездил к нему, и сумел восстановить против меня Местоблюстителя, от которого в сентябре того же года я получил три быстро следовавших один за другим указа о переводе меня с епархиальной Ташкентской кафедры в город Рыльск Курской области викарием, потом в город Елец викарием Орловского епископа и, наконец, в Ижевск епархиальным епископом. Я хотел безропотно подчиниться этим переводам, но митрополит Новгородский Арсений, живший тогда в Ташкенте на положении ссыльного и бывший в большой дружбе со мной и моими детьми, настойчиво советовал мне никуда не ехать, а подать прошение об увольнении на покой. Мне казалось, что я должен последовать совету маститого иерарха, бывшего одним их трех кандидатов на Патриарший престол на Соборе 1917г. Я последовал его совету и был уволен на покой в 1927г. Это было началом греховного пути и Божиих наказаний за него. Меня как епископа Ташкентского заменил митрополит Никандр, также бывший ташкентским ссыльным. Занимаясь только приемом больных у себя на дому, я, конечно, не переставал молиться в Сергиевском храме на всех богослужениях, вместе с митрополитом Арсением стоя в алтаре. Весной 1930 года стало известно, что и Сергиевская Церковь предназначена к разрушению... Однако Богу было угодно, чтобы я не погиб в самом начале своего архиерейского служения, и по Его воле закрытие Сергиевской церкви было почему-то отложено на короткий срок. А меня в тот же день арестовали. 23 апреля 1930г. я был в последний раз на Литургии в Сергиевском храме и при чтении Евангелия вдруг с полной уверенностью утвердился в мысли, что в этот же день вечером буду арестован. Так и случилось, и церковь разрушили, когда я был в тюрьме...".
По данным [3]: Протоиерей Михаил Андреев был запрещен в священнослужении епископом Лукой (Войно-Ясенецким), на которого писал жалобы и доносы митрополиту Сергию (Страгородскому), добиваясь смещения с кафедры Владыки Луки
Южно-Казахстанская (Чимкентская) о., Ленинский р., с.Ленинское Год ареста1937 День ареста9 Месяц ареста9
Арестован Каратасским РО НКВД Южно-Казахстанской обл.
тройка НКВД по Южно-Казахстанской обл. 23/11/1937 Обвинение"контрреволюционная деятельность, участник контрреволюционной церковно-монашеской организации" Статьяст.60,64,66 ч.1 УК УзССР Приговорвысшая мера наказания расстрел
Проходил по делу вместе с епископом Лукой (Войно-Ясенецким), епископом
Евгением (Кобрановым), архиепископом Борисом (Шипулиным), архимандритом
Валентином (Ляхоцским) и др.
Из обвинения: "Участник контрреволюционной церковно-монашеской организации, проповедовавшей следующие идеи: недовольство советской властью и проводимой политикой, контрреволюционные взгляды о внутреннем и внешнем положении СССР, клеветнические взгляды о компартии и вожде народов, пораженческие взгляды в отношении СССР в предстоящей войне с Германией, указывание на скорое падение СССР...".
Не выдержав тюремных пыток, протоиерей Михаил Андреев и проходившие по тому же
делу епископы Евгений (Кобранов), Борис (Шипулин),
Валентин (Ляходский), о.Венедикт Багрянский, протодиакон Ива Середа и другие
признали себя виновными в участии в контрреволюционной организации и
существовании планов по созданию сети контрреволюционных групп при церковных
общинах, а также дали показания о вредительской деятельности епископа
Луки (Войно-Ясенецкого).
Епископ Лука отказывался признаваться в членстве в контрреволюционной
организации и называть имена "заговорщиков".
Вместо этого он объявил голодовку, продлившуюся 18 суток.
В начале 1938 года так ни в чем не признавшийся епископ Лука был переведен
в центральную областную тюрьму Ташкента.
Уголовное дело в отношении группы священников было возвращено из Москвы
на доследование, и материалы в отношении епископа Луки были выделены
в отдельное уголовное производство и в феврале 1940 года приговорен к 5 годам
ссылки в Красноярский край.
О.Михаил Андреев, епископы Борис (Шипулин), Евгений (Кобранов), священники
Иван Середа, Венедикт Багрянский были расстреляны в 1938г., о.Валентин (Ляходский)
приговорен к 10 годам ИТЛ